ПРОГЕСТАГЕНЫ ДЛИТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В СРАВНЕНИИ С КОМБИНИРОВАННЫМИ ОРАЛЬНЫМИ КОНТРАЦЕПТИВАМИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РЕЦИДИВОВ БОЛИ, СВЯЗАННОЙ С ЭНДОМЕТРИОЗОМ: ОТКРЫТОЕ РАНДОМИЗИРОВАННОЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ГРУППАХ, ПРОВОДИМОЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (PRE-EMPT)
DOI: https://doi.org/10.1136/bmj-2023-079006
Источник: Cooper K.G., Bhattacharya S., Daniels J.P., Horne A.W., Clark T.J., Saridogan E., Cheed V., Pirie D., Melyda M., Monahan M., Roberts T.E., Cox E., Stubbs C., Middleton L.J.; PRE-EMPT Collaborative Group. Long acting progestogens versus combined oral contraceptive pill for preventing recurrence of endometriosis related pain: the PRE-EMPT pragmatic, parallel group, open label, randomised controlled trial. BMJ. 2024; 385: e079006.
PMID: 38749550
PMCID: PMC11094611
Цель - оценить клиническую эффективность прогестагенов длительного действия по сравнению с комбинированными оральными контрацептивами (КОК) для предотвращения рецидивов боли, связанной с эндометриозом.
Дизайн. Проведено исследование PRE-EMPT (preventing recurrence of endometriosis/профилактика рецидивов эндометриоза) - открытое рандомизированное контролируемое исследование в параллельных группах, проводимое в условиях реальной клинической практики.
Исследовательские центры: 34 больницы Великобритании.
Участники. В исследовании приняли участие 405 женщин репродуктивного возраста после консервативной операции по поводу эндометриоза.
Вмешательства. Участниц рандомизировали в соотношении 1:1 с помощью безопасного интернет-ресурса для получения прогестагена длительного действия (депо медроксипрогестерона ацетата или внутриматочная система, высвобождающая левоноргестрел) или КОК.
Основные оцениваемые показатели. Первичной конечной точкой были жалобы на боль через 3 года после рандомизации, уровень которой измеряли с помощью опросника Endometriosis Health Profile 30 (EHP-30). Вторичные оцениваемые (через 6 мес, 1, 2 и 3 года) показатели включали количество баллов для 4 основных и 6 модульных доменов EHP-30 и неэффективность лечения (дополнительная операция или медикаментозная терапия второй линии).
Результаты. 405 женщин были рандомизированы для получения прогестагена длительного действия (n=205) или КОК (n=200). Через 3 года между группами не выявлено различий в показателях боли (скорректированная средняя разница -0,8; 95% доверительный интервал от -5,7 до 4,2; p=0,76), которые улучшились примерно на 40% в обеих группах по сравнению с предоперационными значениями (в среднем 24 и 23 балла для групп прогестагена длительного действия и КОК соответственно). Для большинства других доменов EHP-30 также наблюдалось улучшение во всех временных точках по сравнению с предоперационными значениями без каких-либо различий между группами. Женщинам, рандомизированным для получения прогестагена длительного действия, выполняли меньше хирургических процедур или реже назначали препараты второй линии по сравнению с группой КОК (73 и 97; отношение рисков - 0,67, 95% доверительный интервал от 0,44 до 1,00).
Заключение. Послеоперационное назначение прогестагена длительного действия или КОК ассоциировалось со сходным снижением болевого синдрома, связанного с эндометриозом, через 3 года от начала использования. При этом в обеих группах наблюдалось улучшение примерно на 40% по сравнению с предоперационными значениями. Хотя оба варианта эффективны, снижение риска повторной операции по поводу эндометриоза и гистерэктомии может сделать обратимые прогестагены длительного действия более предпочтительными для некоторых женщин.
Регистрационные данные: ISRCTN registry ISRCTN97865475.
© Автор(-ы) (или их работодатель(-и), 2019 г. Повторное использование разрешено согласно CC BY. Не для коммерческого использования. См. права и разрешения. Опубликовано в BMJ.
ТЕРАПИЯ ЛИНЗАГОЛИКСОМ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЛАЦЕБО ПРИ БОЛИ, СВЯЗАННОЙ С ЭНДОМЕТРИОЗОМ: ПРОСПЕКТИВНОЕ РАНДОМИЗИРОВАННОЕ ДВОЙНОЕ СЛЕПОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАЗЫ 3 (EDELWEISS 3)
DOI: https://doi.org/10.1093/humrep/deae076
Ключевые слова: дисменорея; эндометриоз; боль, связанная с эндометриозом; линзаголикс; неменструальная тазовая боль; пероральный антагонист гонадотропин-рилизинг-гормона
Источник: Donnez J., Becker C., Taylor H., Carmona Herrera F., Donnez O., Horne A., Paszkowski M., Petraglia F., Renner S.P., Patel A., Boolell M., Bestel E., Dolmans M.M. Linzagolix therapy versus a placebo in patients with endometriosis-associated pain: a prospective, randomized, double-blind, Phase 3 study (EDELWEISS 3). Hum Reprod. 2024. 39 (6): 1208-21.
PMID: 38648863
PMCID: PMC11144970
Участники/материалы, условия, методы. В исследовании фазы 3 EDELWEISS приняли участие 486 участниц с умеренной и тяжелой болью, связанной с эндометриозом. Все они были рандомизированы в соотношении 1:1:1 в одну из трех групп: плацебо, только линзаголикс 75 мг, линзаголикс 200 мг в сочетании с терапией прикрытия (ТП). Боль оценивали ежедневно, результат записывали в электронный дневник.
Основные результаты. Через 3 мес на фоне применения линзаголикса в суточной дозе 200 мг в сочетании с ТП был достигнут первичный показатель эффективности - клинически и статистически значимое уменьшение дисменореи и неменструальной тазовой боли при стабильном или сниженном использовании анальгетиков.
Доля участниц с уменьшением дисменореи в группе линзаголикс 200 мг + ТП составила 72,9% по сравнению с 23,5% в группе плацебо (p<0,001), а доля участниц с уменьшением неменструальной тазовой боли - 47,3 и 30,9% (p=0,007) соответственно. Применение линзаголикса в суточной дозе 75 мг в течение 3 мес ассоциировалось с клинически и статистически значимым уменьшением дисменореи по сравнению с плацебо. Доля участниц с уменьшением дисменореи в группе линзаголикс 75 мг составила 44,0% по сравнению с 23,5% в группе плацебо (p<0,001).
Хотя на фоне дозы 75 мг отмечалась тенденция к уменьшению неменструальной тазовой боли через 3 мес по сравнению с плацебо, различие не было статистически значимым (p=0,279). В обеих группах приема линзаголикса наблюдалось значимое улучшение в отношении жалоб на дисхезию и общую тазовую боль по сравнению с плацебо. Также в обеих группах линзаголикса были отмечены небольшие и статистически незначимые улучшения в отношении жалоб на диспареунию. В обеих группах гипоэстрогенные эффекты были умеренными, с низкой частотой "приливов" и потерей плотности костной ткани <1%. Применение линзаголикса в суточной дозе 200 мг + ТП или 75 мг ассоциировалось со значимым уменьшением дисменореи и неменструальной тазовой боли через 6 мес терапии.
Ограничения. Было бы интересно получить результаты сравнительных исследований с эстропрогестагенами или прогестагенами. Важно выяснить, имеют ли антагонисты гонадотропин-рилизинг-гормона значительные преимущества по сравнению с традиционными препаратами первой линии.
Дополнительное значение полученных результатов. Линзаголикс, принимаемый перорально в дозе 200 мг 1 раз в сутки в сочетании с препаратом ТП, продемонстрировал лучшую эффективность и безопасность, чем плацебо, при лечении средней и тяжелой боли, связанной с эндометриозом. При этом качество жизни участниц улучшилось, а риски потери костной массы и вазомоторных симптомов были сведены к минимуму благодаря ТП. Дозировка в 75 мг, без необходимости сопутствующей гормональной ТП, может подойти для хронического лечения боли, связанной с эндометриозом, но для подтверждения этого необходимы дальнейшие исследования. Если последнее предположение окажется верным, такая терапия подойдет для женщин, не желающих получать ТП, либо которым она противопоказана.
Регистрационные данные: NCT03992846.
© Автор(ы) 2024. Опубликовано издательством Oxford University Press от имени Европейского общества репродукции и эмбриологии человека.
ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ В СРАВНЕНИИ С ВНУТРИВЕННОЙ РЕГИДРАТАЦИОННОЙ ТЕРАПИЕЙ В ПЕРВЫЕ 12 Ч ПОСЛЕ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ПО ПОВОДУ НЕУКРОТИМОЙ РВОТЫ БЕРЕМЕННЫХ: РАНДОМИЗИРОВАННОЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
DOI: https://doi.org/10.1002/ijgo.15429
Ключевые слова: чрезмерная рвота беременных; внутривенная регидратация; тошнота; пероральная регидратация; беременность; уровень удовлетворенности лечением; рвота
Источник: Wan Jabarudin W.N.E., Narayanan V., Hamdan M., Gunasagran Y., Thavarajan R.D., Kamarudin M., Tan P.C. Oral rehydration therapy versus intravenous rehydration therapy in the first 12 h following hospitalization for hyperemesis gravidarum: A randomized controlled trial. Int J Gynaecol Obstet. 2024. 166 (1): 442-50.
PMID: 38358264
Цель - сравнить результаты применения пероральной регидратационной (ПРТ) и внутривенной регидратационной терапии (ВРТ) при раннем стационарном лечении чрезмерной рвоты беременных (ЧРБ).
Методы. 124 женщины, госпитализированные с ЧРБ с 10 февраля 2021 г. по 6 января 2023 г., были рандомизированы для получения ПРТ (n=61) или ВРТ (n=63) в первые 12 ч после поступления.
Критерии включения: возраст старше 18 лет, жизнеспособный плод на сроках <14 нед, первая госпитализация по поводу ЧРБ, кетонурия не менее 2+.
Первичные исходы: (1) степень удовлетворенности назначенным вмешательством; (2) изменение массы тела; (3) динамика кетонурии в течение 12 ч.
Вторичные исходы: частота рвоты, степень тошноты, динамика основных показателей жизнедеятельности, гематокрит и уровни электролитов через 12 ч, отклонения от протокола лечения (перекрестная терапия), рекомендация со стороны участницы назначенного ей лечения другому пациенту, длительность пребывания в стационаре.
Результаты. Степень удовлетворенности (по визуальной числовой рейтинговой шкале 0-10) составила 7 баллов [межквартильный диапазон (IQR) 5-8] по сравнению с 9 (IQR 8-10), p<0,001; (2) увеличение массы тела составило 293±780 по сравнению с 948±758 г, p<0,001; и (3) улучшение кетонурии составило 50/61 (82,0%) по сравнению с 49/63 (77,8%) [относительный риск (ОР) 1,05; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,88-1,26; p=0,561]) для ПРТ по сравнению с ВРТ соответственно.
Частота рвоты составила 2,6±2,7 по сравнению с 1,1±1,4 эпизода (p<0,001), частота перекрестной терапии составила 20/61 (32,8%) по сравнению с 0/63 (0%) (p<0,001) (за 12-часовой период исследования), частота рекомендации назначенной терапии составила 24/61 (39,3%) по сравнению с 61/63 (96,8%) (ОР 0,41; 95% ДИ 0,30-0,56; p<0,001) для ПРТ по сравнению с ВРТ соответственно. К моменту выписки из больницы 31/61 (50,8%) женщина, распределенная в группу ПРТ, нуждалась в ВРТ. Другие оцениваемые показатели (степень тошноты, основные показатели жизнедеятельности, гематокрит и электролиты, длительность пребывания в стационаре) не различались между группами.
Заключение. ПРТ уступала ВРТ по двум первичным и трем вторичным исходам. Частота перехода на внутривенную терапию с пероральной составила 50,8% на момент выписки из стационара. ВРТ должна оставаться в качестве регидратационной терапии первой линии при раннем стационарном лечении ЧРБ.
Регистрационные данные: настоящее исследование зарегистрировано в реестре ISRCTN 6 декабря 2020 г. под номером: ISRCTN 40152556 (https://doi.org/10.1186/ISRCTN40152556). Первый участник набран 10 февраля 2021 г.
© 2024 International Federation of Gynecology and Obstetrics.