Экспериментальное исследование применения биодеградируемых нитей с поли-L-молочной кислотой и перманентных (полипропиленовых) нитей в косметической хирургии наружных половых органов

Резюме

Кожа в области наружных половых органов, как и кожа на лице, подвержена типичным возрастным изменениям. С возрастом кожа теряет подтянутость и эластичность в интимной области. Она становится более сухой, и женщины могут жаловаться на зуд. Наружные половые губы теряют подкожную жировую клетчатку и выглядят впалыми и пустыми. Внутренние половые губы кажутся длиннее, а вход во влагалище растягивается. Для решения этих проблем в последнее время активно предлагается применение нитей с фиксирующими элементами. На данный момент эффективность такого рода вмешательства подтверждается только визуально, и требуется проведение дополнительных исследований для подтверждения эффективности применения нитевых технологий. В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование с последующим гистологическим исследованием, которое в полной мере описало процессы, происходящие в области имплантации.

Ключевые слова:наружные половые органы; эстетическая гинекология; нитевой лифтинг

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Суламанидзе М.А., Никишин Д.В. Экспериментальное исследование применения биодеградируемых нитей с поли-L-молочной кислотой и перманентных (полипропиленовых) нитей в косметической хирургии наружных половых органов // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 11, № 4. С. 76-82. DOI: https://doi.org/10.33029/2303-9698-2023-11-4-76-82

В мире с 2015 г. произошло резкое увеличение числа проводимых вмешательств в области косметической хирургии женских половых органов (на 39% больше, чем в любой другой области косметической хирургии) [1]. Среди них максимальный всплеск наблюдается в отношении лабиопластики, или изменения больших и малых половых губ, которая проводится даже у подростков младше 14 лет. Хирургические процедуры могут быть дополнены неинвазивными, основанными на физическом воздействии, например такими как использование лазеров и радиочастотных аппаратов для омоложения влагалища [6-8]. Исследование, проведенное в Индии, показало тенденцию к росту спроса на эстетические процедуры с целью коррекции женских половых органов с 3,9% в 2012 г. до 28,97% в 2015 г.

Резкий рост спроса на косметическую хирургию наружных половых органов можно объяснить несколькими факторами, но основным является идеализация тела, в частности гениталий. Концепция "дизайнерских" наружных половых органов привела к изменению восприятия "нормальной" изменчивости наружных половых органов. Размеры, форма, цвет наружных половых органов зависят от возраста, этнической принадлежности, гормонального статуса, сексуальной и личной истории. Однако "мода" начала диктовать стандартные нормы для "нормального внешнего вида" гениталий, в результате чего большая часть женщин испытывает беспокойство, жалуется на неуверенность и заниженную самооценку [9-12].

Проспективное исследование контрольной группы, проведенное с участием 120 женщин, перенесших такие вмешательства, как лабиопластика, уменьшение клиторального капюшона и/или эстетическая подтяжка влагалища. Среди основных запросов были: улучшение образа тела, уровня самооценки половых органов и тела в целом, сексуального удовлетворения [2-4]. Таким образом, за достаточно короткое время возникла острая потребность в разработке новых методов при проведении подобных процедур.

Помимо разработки новых методов, требуется также проведение объемных доклинических исследований, не только с анализом визуальных данных, но и с проведением глубокого гистологического анализа.

Именно поэтому цель настоящей работы заключалась в проведении экспериментального исследования по имплантации биодеградируемых нитей с фиксирующими элементами в наружные половые органы (большие половые губы) с последующим гистологическим исследованием материала.

Материал и методы

Проведение экспериментального исследования осуществлялось на 18 самках свиней породы русская белая, масса каждого животного на момент начала исследования составляла 50-60 кг. Все биомодели (животные) были разделены на 6 групп, по 3 особи в каждой. Исследование проходило с главенствующим учетом положений Директивы 2010/63/ЕС.

Были выбраны биодеградируемые нити из сополимера L-лактида и ε-капролактона и недеградируемые нити из полипропилена, предназначенные для применения в пластической хирургии и косметологии, с фиксирующими элементами компании APTOS.

Порядок осуществления имплантации в ходе проведения исследования:

· 1-я особь из группы - справа от входа во влагалище имплантировалась нить Light Lift Spring Method S (2 шт. 2-3 мм); cлева от входа во влагалище - Aptos Spring Method (2 шт. 2-3 мм)

· 2-я особь из группы - справа от входа во влагалище имплантировалась нить Excellence Intime (3-4 шт. 2-3 мм); cлева от входа во влагалище - Excellence Visage (3-4 шт. 2-3 мм);

· 3-я особь из группы - справа от входа во влагалище имплантировалась нить Excellence Intime (3-4 шт. 2-3 мм); cлева от входа во влагалище имплантация не производилась (контроль).

Подобным же образом была проведена имплантация у особей остальных 5 групп.

Животные выводились из эксперимента на сроках - 7, 14, 21, 90, 180 и 360-е сутки.

После вывода животных из эксперимента проводился забор фрагментов для гистологического исследования: половые губы с установленными в толще жировой клетчатки нитевыми материалами:

1. Excellence Visage;

2. Excellence Intime;

3. Light Lift Spring Method S;

4. Aptos Spring Method.

Гистологическому исследованию подверглись 36 фрагментов половых губ:

6 - кожа с жировой клетчаткой без имплантаций (контроль);

6 - кожа с жировой клетчаткой с материалом Light Lift Spring Method S (с разных сроков вывода: 7, 14, 21, 90, 180 и 360-е сутки);

6 - кожа с жировой клетчаткой с материалом Aptos Spring Method (с разных сроков вывода: 7, 14, 21, 90, 180 и 360-е сутки);

12 - кожа с жировой клетчаткой с материалом Excellence Intime (с разных сроков вывода: 7, 14, 21, 90, 180 и 360-е сутки);

6 - кожа с жировой клетчаткой с материалом Excellence Visage (с разных сроков вывода: 7, 14, 21, 90, 180 и 360-е сутки).

Образцы тканей фиксировались в нейтральном 7% растворе формалина, проводились через батарею спиртов возрастающей концентрации и заливались в парафин. Для проведения исследования были изготовлены 36 парафиновых блоков. С блоков были произведены срезы толщиной 8-10 мкм. Срезы окрашивались гематоксилином и эозином, по методу Вейгерта-Ван-Гизона и Sirius Red. С каждого из гистологических стекол было получено не менее 25 фотоснимков, для создания которых использовалось оборудование: микроскоп с цифровой фотонасадкой Sony, разрешение 12 мегапиксилей. В общей сложности исследованию подверглись 108 гистологических стекол, с которых было изготовлено 3195 микрофотографических изображений, в последующем данные снимки подвергались анализу и морфометрии. На микрофотографиях проводили: оценку воспалительной реакции, оценку клеточного состава, оценку коллагеновых и эластических волокон, выявление процентного соотношения типа коллагена. Оценку проводили с использованием программ GistMorph, ImageView, Image Tool. При помощи программного пакета Statistica v.10 проводили базовые статистические расчеты.

Результаты

Анализ материала, полученного от животных, выведенных из эксперимента, позволил получить следующие результаты: ни в одном образце не были выявлены признаки воспаления либо патологические изменения со стороны мягких тканей (рис. 1).

При сравнении толщины кожи (мкм) между контрольной группой и нитями Light Lift Spring Method S, Aptos Spring Method, Excellence Intime, Excellence Visage в зависимости от срока вывода видно, что кожа в контрольной группе с возрастом статистически достоверно истончается (с 453,7 до 231,44 мкм). В группе с установленными нитями Light Lift Spring Method также отмечается истончение кожи, но в меньшей степени (до 341,25 мкм). Остальные группы показали статистически достоверный прирост толщины кожи к 1-му году имплантации. Причем группа Excellence Visage показала наибольший прирост, а именно на 24% (табл. 1, рис. 1, 2).

При сравнении толщины соединительнотканной капсулы над имплантируемыми нитями были получены результаты, представленные в табл. 2.

Как можно заметить из сравнения толщин соединительнотканной капсулы над имплантируемыми нитями (рис. 4), толщина капсулы менялась согласно волнообразной динамике с пиками подъема и уменьшения толщины. Однако во всех случаях отмечалась тенденция к нарастанию толщины к 360-м суткам.

Стоит отметить, что нити из биодеградируемых материалов (Light Lift Spring Method S, Excellence Intime, Excellence Visage) имели тенденцию к деградации до 360 сут, а на поперечном срезе имели форму отдельных глыбок, причем наиболее "сохранной" была нить Excellence Visage.

Сравнение средних диаметров кровеносных сосудов (мкм) между контрольной группой и группами имплантации нитей в зависимости от срока вывода животных выявило следующие закономерности (табл. 3, рис. 5).

Для всех имплантируемых нитей и контрольной группы наблюдалось увеличение среднего диаметра кровеносных сосудов к 360-м суткам. Исключение составила группа Light Lift Spring Method S, в этой группе отмечалось уменьшение данного параметра.

Сравнение средней площади мышц (%) между контрольной группой и группами имплантации нитей в зависимости от срока вывода представлено в табл. 4, рис. 6.

Общая динамика по количеству гладкой мускулатуры совпадала во всех группах, за исключением Aptos Spring Method, в которой отмечалось незначительное уменьшение данного параметра к 360-м суткам, тогда как в группе Aptos Spring Method наоборот отмечалось небольшое увеличение рассматриваемого показателя.

Результаты сравнения средней площади соединительной ткани (%) между контрольной группой и группами имплантации нитей в зависимости от срока вывода представлены в табл. 5 и на рис. 7.

Во всех группах отмечался прирост соединительной ткани. Исключение составила группа с нитями Excellence Visage, в которой изначально отмечался высокий процент соединительной ткани и, как следствие, общая динамика получилась обратной.

Во всех исследуемых группах отмечался прирост эластических волокон к концу первого года проведения эксперимента. Исключение составляет контрольная группа, в которой отчетливо наблюдалась тенденция к уменьшению количества эластических волокон.

Данные сравнения содержания I типа коллагена между контрольной группой и нитями в зависимости от срока вывода представлены в табл. 7 и на рис. 9 и 10.

Во всех группах, несмотря на волнообразные колебания, отмечался прирост коллагена I типа. Причем наиболее активный прирост этого типа отмечался в контрольной группе.

Результаты сравнения содержания III типа коллагена между контрольной группой и группами имплантации нитей в зависимости от срока вывода представлены в табл. 8 и на рис. 9 и 11.

Содержание коллагена III типа колебалось, но в целом снижалось, вплоть до конца первого года вывода. Особенность заключалась в том, что наиболее интенсивное падение уровня коллагена III типа отмечалось в контрольной группе.

Обсуждение

Анализируя полученные данные, авторы отметили, что процессы, происходящие в наружных половых органах в областях с установленными нитями и контрольных группах, протекают в одном направлении, что свидетельствует о физиологичности установленных имплантатов (нитей). Отличия были только в интенсивности происходящих процессов, а именно установленные нити с фиксирующими элементами приводят к стимулирующему эффекту и провоцируют коллагеногенез. Опосредованно данные имплантаты запускают процессы неоангиогенеза. И если коллагеногенез улучшает "состав" мягких тканей, повышает упругость и эластичность, то неоангиогенез улучшает локальную трофику тканей.

Нельзя также забывать о том, что нити с фиксирующими элементами способны перемещать и подтягивать мягкие ткани, тем самым решая проблемы возрастных изменений. Однако это не краткосрочный эффект, так как перемещенные ткани вовлекаются в каскад процессов неоколлагеногенеза и, таким образом, фиксируются уже в физиологическом положении.

Кроме того, именно благодаря нитям с фиксирующими элементами первоначально создается объем утраченных тканей, который в дальнейшем посредством физиологической стимуляции восполняется собственными тканями.

Заключение

Таким образом, результаты гистологического исследования подтверждают эффективность применения нитей с фиксирующими элементами на основе как деградируемых, так и недеградируемых материалов. Результаты данного экспериментального исследования могут быть применены для рекомендаций нитевой коррекции возрастных изменений наружных половых органов в клинической практике. Основной и ключевой момент заключается в правильном выборе данных нитей для решения конкретных задач у пациентов.

Литература/References

1.Plastic Surgery Statistics Report. 2016. URL: www.plasticsurgery.org (date of access August 22, 2022).

2.Dixit V.V. Audit of female genital aesthetic surgery: changing trends in India. J Obstet Gynecol India. 2018; 68: 214-20.

3.Brotto L.A., Bryce M., Todd N. Female genital cosmetic surgery. Pscyhological aspects and approaches. In: S.M. Creighton, L.-M. Liao (eds). Female Genital Cosmetic Surgery: Solution to What Problem? Cambridge University Press, 2019: 118-28.

4.Placik O.J., Matlock D.L., et al. Evaluation of body image and sexual satisfaction in women undergoing female genital plastic/cosmetic surgery. Aesthet Surg J. 2016; 36 (9): 1048-57.

5.Vaginal hyperlaxity syndrome: a new concept and challenge. Gynecol Endocrinol. 2018; 34 (5): 360-2.

6.Duong V., Furuya R., et al. Description of vaginal laxity and prolapse and correlation with sexual function (DeVeLoPS). Sex Med. 2021; 9 (6): 100443.

7.Panay N.; International Menopause Society Writing Group. Recommendations for the management of postmenopausal vaginal atrophy. Climacteric. 2010; 13 (6): 509-22.

8.Vieira-Baptista P., Digesu G.A., et al. The clinical role of LASER for vulvar and vaginal treatments in gynecology and female urology: an ICS/ISSVD best practice consensus document. J Low Genit Tract Dis. 2019; 23 (2): 151-60.

9.Mihai D., Khurana N., Jabbar M Cosmetic gynecology: present and future perspectives. Int J Innov Res Med Sci. 2021; 6 (11): 845-53.

10.Geletta S. Vaginismus treatment: clinical trials follow up 241 patients. Sex Med. 2017; 5 (2): e114-23.

11.Chung W.S., Shim B.S. Botulinum toxin a for the management of vulvodynia. Int J Impot Res . 2007; 19 (1): 84-7.

12.Elective Female Genital Cosmetic Surgery. ACOG Committee Opinion, Number 795. Obstet Gynecol. 2020; 135 (1): e36-42.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»