Проблемы и перспективы цифровых технологий в увеличении распространенности и продолжительности грудного вскармливания

Резюме

Цель исследования - оценить возможность повышения уровня информированности беременных и кормящих по вопросам рациональной организации грудного вскармливания посредством информационного чата в общедоступном интернет-мессенджере.

Материал и методы. Информация для анализа получена путем электронного опроса 735 беременных и кормящих в сети Интернет по специально разработанной балльной анкете с апреля по июль 2022 г. Работа выполнена на кафедре акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины факультета непрерывного медицинского образования ФГАОУ ВО РУДН. Подготовка и техническая обработка материала выполнена при помощи пакета программ MS Office 365. Для статистической обработки результатов исследования была использована программа STATISTICA 8.0 фирмы StatSoft Inc.

Результаты. Высокий уровень знаний продемонстрировали 62,7% опрошенных, статистически значимой зависимости данного признака от срока лактации на момент опроса обнаружено не было. При этом обнаружена прямая умеренная высокозначимая связь между количеством набранных баллов и длительностью пребывания в чате (R=0,3, p<0,01) и количеством корреспондентов, обладающих высоким уровнем знаний и длительностью пребывания в чате (R=0,2, p<0,01). Информированность беременных по вопросам организации грудного вскармливания статистически значимо меньше, чем кормящих. 1 мес присутствия в чате оказывается достаточным для появления статистически значимых различий по указанным параметрам. Значимых различий в количестве набираемых баллов и количестве респондентов, демонстрирующих высокий уровень знаний между кормящими с тем или иным сроком продолжительности лактации на момент опроса, установлено не было.

Заключение. Общедоступные чаты поддержки естественного вскармливания в интернет-мессенджерах, функционал которых позволяет как размещать тематические информационные статьи, так и проводить дополнительные краткие индивидуальные консультации, представляют собой действенный и ресурсосберегающий инструмент увеличения распространенности и продолжительности грудного вскармливания.

Ключевые слова:грудное вскармливание; цифровые технологии; индивидуальные консультации кормящих мам

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Руднева О.Д., Гагаев Ч.Г., Перцева В.А. Проблемы и перспективы цифровых технологий в увеличении распространенности и продолжительности грудного вскармливания // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2022. Т. 10, № 3. С. 41-47. DOI: https://doi.org/10.33029/2303-9698-2022-10-3-41-47

В 1981 г., в ходе 34-й сессии, после многочисленных предшествовавших обсуждений и корректировок, продолжавшихся с 1974 г., Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ) приняла Международный свод правил сбыта (или Кодекс маркетинга) заменителей грудного молока (Кодекс), чтобы противостоять негативному влиянию недобросовестной рекламы и продвижения заменителей грудного молока (ЗГМ), бутылок для кормления и сосок желанию женщин кормить детей грудью [1]. Необходимость такой меры возникла по причине двукратного падения по сравнению с началом века распространенности грудного вскармливания (ГВ) после Второй мировой войны и роста младенческой смертности в странах с низким и средним уровнями экономического развития из-за стремительного увеличения частоты использования ЗГМ [2, 3].

Спустя 8 лет, в 1989 г., Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ опубликовали совместную декларацию, в которой впервые были сформулированы так называемые "Десять шагов к успешному грудному вскармливанию" [4]. Данный документ лег в основу декларации "Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания", разработанной в 1991 г. при совместном участии 30 стран в Исследовательском центре ЮНИСЕФ "Инноченти", а в следующем году, на 44-й сессии ВАЗ, была признана необходимость глобальной организационной модели, которая позволит значимо улучшить практики поддержки ГВ в учреждениях здравоохранения, а также поспособствует повсеместному внедрения Кодекса и Инночентийской декларации - инициативы "Больница, доброжелательная к ребенку" (ИБДР) [5]. С тех пор ВАЗ приняла еще ряд соответствующих резолюций - их обсуждение происходит обычно 1 раз в 2 года, с такой же периодичностью ВОЗ публикует отчеты о результатах реализации Кодекса.

В настоящий момент в Кодексе указаны право каждого ребенка на полноценное питание как средство достижения и поддержания здоровья; риск недостаточности питания у младенцев и роста детской заболеваемости и смертности во всех странах при неправильном кормлении и предположительное значимое затруднение решения этих ключевых проблем общественного здравоохранения вследствие нерационального порядка маркетинга ЗГМ и продуктов детского питания.

Несмотря на такую масштабную работу, по состоянию на 2017 г. всего 10% младенцев во всем мире родились в учреждениях, получивших статус БДР [6].

Хотя ИБДР - это лучшая и доказавшая свою превосходную эффективность модель, по прошествии времени стало очевидно, что ее внедрение часто зависит от специфических индивидуальных и внешних ресурсов, делая достигнутые изменения неустойчивыми. Так, зачастую необходимые меры предпринимаются благодаря не системным принципам, а действиям отдельных энтузиастов, смена рода деятельности которых прерывает дальнейшее развитие этих мер. Бюджет многих стран не учитывает расходы на обучение сотрудников и аттестацию учреждений и средства предоставляют негосударственные организации, что делает невозможным продолжение работы при прекращении таких дотаций. Недостаточный охват в учреждениях среднего и высшего медицинского образования принципов рациональной организации ГВ значимо затрудняет обучение сотрудников на местах, к тому же комплаентность специалистов, в течение определенного времени применявших иные практики, к такому - надо отметить, весьма непродолжительному (курс рассчитан на 20 ч) - обучению обычно довольно низкая. Многие учреждения, стремясь получить почетное звание БДР, предпринимают формальные шаги, необходимые для достижения цели, вскоре после аттестации возвращаясь к привычным (неоптимальным) практикам. Организация последующей (после выписки из стационара) помощи кормящим, как и работа в полном соответствии с положениями Кодекса (отказ от получения бесплатных ЗГМ), для многих учреждений оказывается затруднительной ввиду ограниченных человеческих и материальных ресурсов [7, 8].

В 2018 г. завершился процесс пересмотра ИБДР, занявший 3 года. Обновленное руководство предназначено для всех, кто разрабатывает программы помощи или оказывает эту помощь беременным, семьям и младенцам; для правительств; для руководителей учреждений здравоохранения на разных уровнях - главных врачей, медицинских директоров, руководителей родильных домов и детских больниц или отделений. В документе представлены результаты первого с 1989 г. пересмотра "Десяти принципов успешного грудного вскармливания", которые теперь разделены на важнейшие процедуры управления и основные клинические практики. Ключевые различия в важнейших процедурах управления приведены в табл. 1.

Таблица 1. "Десять шагов к успешному грудному вскармливанию" - версия, пересмотренная в 2018 г., в сравнении с исходными "Десятью шагами" 1989 г.

Именно реализация 10-го шага, предписывающего "обеспечить координацию выписки с тем, чтобы родители и их дети своевременно получали доступ к постоянной поддержке и надлежащему уходу", оказывается трудноосуществимым на практике - информирование семей по вопросам грудного вскармливания требует от специалиста квалификации и значительного времени, индивидуального подхода. При этом от уровня знаний матери о принципах рациональной организации кормления грудью во многом зависит успешность и продолжительность процесса. Оценить этот уровень возможно в том числе при помощи анкетирования, что было продемонстрировано в соответствующей работе [9]. Разработанная анкета содержит 8 вопросов, каждому ответу присвоен тот или иной балл (табл. 2). Сумма баллов >27 соответствует высокому уровню знаний, от 15 до 27 - среднему, <14 - низкому.

Таблица 2. Балльная анкета-опросник для определения уровня знаний по вопросам организации успешного грудного вскармливания

В упомянутом исследовании в группах, преждевременно прекративших ГВ (до 3 и от 3 до 9 мес после родов), высокий уровень информированности не продемонстрировала ни одна женщина, в то время как все женщины, кормившие более 9 мес, обладали этим уровнем знаний (рис. 1).

Рис. 1. Распределение родильниц по уровню информированности

ГВ - грудное вскармливание; * - различия достоверны по сравнению с 3-й группой (p<0,01); ** - тенденция к достоверности различий по сравнению со 2-й группой (p=0,05).

Одним из ресурсосберегающих способов повышения информированности семей по вопросам естественного вскармливания могут стать общедоступные чаты в интернет-мессенджерах, функционал которых позволяет как размещать тематические информационные статьи, так и проводить дополнительные краткие индивидуальные (но не в формате личных сообщений) консультации по тем или иным проблемам, причем все участники чата могут наблюдать за ходом таких консультаций и использовать полученные знания применительно к собственной истории ГВ. Важным требованием к мессенджеру в этом случае является возможность вновь присоединившихся пользователей видеть сообщения, отправленные в чат до их вступления. Пример такого чата можно найти в мессенджере Telegram, набрав в поисковой строке "gvroddom29" или по QR-коду (рис. 2).

Рис. 2. Закодированная ссылка на чат поддержки грудного вскармливания

Цель - оценить возможность повышения уровня информированности беременных и кормящих по вопросам рациональной организации грудного вскармливания посредством информационного чата в общедоступном интернет-мессенджере.

Материал и методы

Информация для анализа получена путем электронного опроса 735 беременных и кормящих в сети Интернет, примененная балльная анкета приведена во введении к данной статье. Сбор анкет осуществлялся с апреля по июль 2022 г.

Работа выполнена на кафедре акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины факультета непрерывного медицинского образования Медицинского института ФГАОУ ВО РУДН. Подготовка и техническая обработка материала выполнены при помощи пакета программ MS Office 365. Для статистической обработки результатов исследования была использована программа STATISTICA 8.0 фирмы StatSoft Inc. Использовали методы описательной и аналитической статистики. Определяли средние значения и стандартное отклонение (M) при нормальном распределении значений признака, медиану и интерквартильный размах при асимметричном распределении (Me, IQR).

Проверку нормальности распределения проводили по критерию Колмогорова-Смирнова. Для оценки достоверности различий средних и относительных величин были использованы параметрический t-тест Стьюдента и непараметрический U-тест Манна-Уитни. Вычисление коэффициента корреляции проводили по методу ранговой корреляции Спирмена. Связь признаков по результатам последнего анализа определяли как сильную при абсолютном значении коэффициента корреляции R>0,7, как имеющую среднюю силу при R=0,69-0,2 и как слабую - при R<0,2. При этом высокозначимой корреляцию признавали при R, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,01, значимой - при p≤0,05. Для проверки достоверности различий значений признаков в группах использовали тесты χ2 и точный критерий Фишера. Критический уровень значимости принимали равным 5% (p<0,05).

Результаты

Результаты анкетирования показали, что медиана набранных баллов составила 31 (IQR 26-36). Распределение опрошенных по сроку лактации и по длительности пребывания в чате на момент анкетирования представлены на рис. 3, 4.

Рис. 3. Распределение опрошенных по признаку наличия или отсутствия лактации на момент опроса

Рис. 4. Распределение опрошенных по длительности пребывания в чате на момент опроса

Высокий уровень знаний продемонстрировали 62,7% опрошенных, статистически значимой зависимости данного признака от указанных выше сроков лактации обнаружено не было. Однако корреляционный анализ показал, что существует прямая умеренная высокозначимая связь между количеством набранных баллов и длительностью пребывания в чате (R=0,3, p<0,01) и количеством корреспондентов, обладающих высоким уровнем знаний и длительностью пребывания в чате (R=0,2, p<0,01). Полная информация о результатах корреляционного анализа представлена на рис. 5.

Рис. 5. Влияние ряда факторов на количество набранных респондентами баллов, p<0,01

Дополнительная стратификация изучаемой когорты на группу не состоявших в чате, состоявших менее 1 мес и группу состоящих в чате 1 мес и более позволила выяснить, что к 1-й группе относятся 520 опрошенных, из них 55,4% обладают высоким уровнем знаний, ко 2-й - 215 женщин, 80,5% из них с высоким уровнем знаний, различия между группами статистически значимы (p<0,01). Также обнаружена умеренная отрицательная высокозначимая связь с количеством набранных баллов (R=-0,3, p<0,01) и количеством респондентов, обладающих высоким уровнем знаний (R=-0,2, p<0,01) в группе не состоящих в чате и состоящих в нем менее 1 мес.

Разделение опрошенных на беременных и кормящих показало, что среднее количество баллов у беременных составило 27,8, а у кормящих - 31,6, различия статистически значимы (p<0,01), высоким уровнем знаний обладают 18,5% беременных и 44,2% кормящих, различия также статистически значимы (p<0,01). При этом если высокий уровень знаний демонстрируют 24,2% беременных, состоящих в чате более 1 мес, и 25,6% беременных, вступивших в чат за 1 мес и менее до анкетирования, то разрыв между кормящими более существенный - высокий уровень знаний демонстрируют 31,1% давно присоединившихся к чату и лишь 19% вступивших в чат меньше 1 мес до анкетирования или не состоящих в нем, различия статистически значимы (p<0,01).

Примечательно, что никаких значимых различий в количестве набираемых баллов и респондентов, демонстрирующих высокий уровень знаний между кормящими с тем или иным сроком продолжительности лактации (в том числе при попытках разделения на группы кормящих более и менее 1 мес, 9 мес, 1 года и т.п.) на момент опроса, установлено не было.

Заключение

Таким образом, данная работа позволила установить следующие взаимосвязи. Беременные демонстрируют худшую осведомленность в вопросах рациональной организации естественного вскармливания, и длительность пребывания в информационном чате в меньшей степени влияет на этот фактор, в отличие от кормящих. У последних наблюдается более отчетливая зависимость степени информированности по данному вопросу от срока присоединения к чату (больше количество набранных баллов и большее количество опрошенных с высоким уровнем знаний при более длительном пребывании в чате). В обеих группах 1 мес присутствия в чате оказывается достаточным для появления статистически значимых различий по указанным параметрам. С одной стороны, это свидетельствует о несформированной доминанте лактации у беременных, в большей степени занятых подготовкой к родоразрешению, с другой - открывает перспективы эффективной работы с обеими категориями женщин в условиях ограниченных ресурсов у специалистов на местах.

ЛИТЕРАТУРА

1. World Health Organization. International code of marketing of breast-milk substitutes. Geneva : World Health Organization; Albany, N.Y. : Obtainable from WHO Publications Centre, 1981. 36 p.

2. Anttila-Hughes J., Fernald L.C.H., Gertler P., Krause P., Wydick B. Mortality from Nestlé’s Marketing of Infant Formula in low and middle-income countries. Cambridge, MA : National Bureau of Economic Research, 2018.

3. Grant J.P., Adamson P.G.; UNICEF. The state of the world’s children, 1982-83. New York : Oxford University Press for UNICEF, 1982. 141 p.

4. Всемирная организация здравоохранения. Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб. Москва : Гиппократ, 1989. 28 с.

5. WHO & Unicef. Innocenti Declaration on the Protection, Promotion and Support of Breastfeeding WHO/Unicef policymakers’ meeting on "Breastfeeding in the 1990s: a Global Initiative". Florence, Italy, 1990.

6. World Health Organization, United Nations Children’s Fund (UNICEF). How the marketing of formula milk influences our decisions on infant feeding. Geneva : World Health Organization, 2022.

7. Hernández-Aguilar M.-T., Bartick M., Schreck P., Harrel C.; The Academy of Breastfeeding Medicine. ABM Clinical Protocol No. 7: model maternity policy supportive of breastfeeding // Breastfeed. Med. 2018. Vol. 13, N 9. P. 559- 574.

8. Всемирная организация здравоохранения. Руководство по осуществлению: защита, содействие и поддержка грудного вскармливания в медицинских учреждениях, обслуживающих матерей и новорожденных: пересмотренная Инициатива по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания. Женева : Всемирная организация здравоохранения, 2019. 64 с.

9. Руднева О.Д. Организация грудного вскармливания после самопроизвольных родов. Дис. ... канд. мед. наук. Москва, 2016. 169 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»