К содержанию
3. Приложение . 2021

Метаболические особенности пациенток с неразвивающейся беременностью

Резюме

Цель данного исследования - определить прогностические серологические маркеры у пациенток с неразвивающейся беременностью (НБ).

Материал и методы. Были обследованы 182 пациентки в возрасте 18-45 лет, которые разделены на 3 группы в зависимости от прогрессирования беременности: I группа - 90 пациенток с неразвивающейся беременностью до срока гестации 11 нед на момент обследования; II группа - 52 пациентки со спонтанным выкидышем на сроке беременности до 11 нед и III группа - 40 женщин с прогрессирующей маточной беременностью до срока беременности 11 нед (группа контроля). Всем женщинам проводилась жидкостная хроматография - масс-спектрометрический метод исследования сыворотки крови с определением потенциально значимых сывороточных маркеров.

Анализ результатов исследования показал наличие прямой связи между неразвивающейся беременностью и наличием циркулирующих потенциально значимых серологических маркеров, таких как аполипо-протеин APOC2 в сыворотке крови пациенток с НБ.

Заключение. Исследование выявило возможность использования масс-спектрометрического анализа сыворотки крови с целью определения APOC2 в качестве прогностического маркера у пациенток с НБ.

Ключевые слова:неразвивающаяся беременность; серологические маркеры; аполипопротеины; дислипидемия; нарушение жирового обмена

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Хаддад Х., Оразмурадов А.А., Морозов С.Г., Ахматова А.Н., Лопатин А.М., Крылова Ю.В., Бекбаева И.В., Сулейманова Ж.Ж., Кыртиков С.И., Рамазанова Ф.У. Метаболические особенности пациенток с неразвивающейся беременностью // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 9, № 3. Приложение. С. 30-34. DOI: https://doi.org/10.33029/2303-9698-2021-9-3suppl-30-34

Неразвивающаяся беременность - мультифакторное заболевание, которое занимает ведущее место в структуре невынашивания беременности в московском мегаполисе и остается одной из нерешенных проблем в Российской Федерации [1, 2].

И.В. Лоскутовой и соавт. в 2017 г. была доказана роль дислипидемии в патогенезе невынашивания беременности (НБ) у пациенток с привычным невынашиванием со сроком гестации 6-11 нед, с дислипидемией, проявляющейся высоким содержанием общего холестерина, триглицеридов, атерогенных фракций на фоне снижения уровня липопротеинов высокой плотности (ЛПВП). Недостаток ЛПВП сохраняет вероятность отложения липопротеидов низкой и очень низкой плотности на стенках сосудов, что может приводить к тромбозу сосудов и развитию гипоксии в плаценте [3].

Известно, что аполипопротеин Е (APOE) является одним из ключевых белков метаболизма липопротеинов и холестерина, участвует в образовании и секреции липопротеинов, обеспечивает связывание последних с рецепторами липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), инициирует их захват и удаление из крови. ЛПНП - переносчики холестерина, повышение уровня которых может приводить к образованию жировых отложений в стенках сосудов, что, в свою очередь, приводит к недостаточному кровоснабжению плаценты. Помимо этого, закупорка сосудов ведет к повышению артериального давления, что также негативно сказывается на прогрессирование беременности [4, 5].

Несмотря на то что полиморфизм гена APOE был описан впервые достаточно давно (в 1980 г.), до сих пор однозначно не выяснена его роль в невынашивании беременности, более того, до конца не изучена роль других классов аполипопро-теинов в патогенезе невынашивания беременности [6, 7].

Среди этиопатогенетических факторов риска НБ ведущее место принадлежит дислипидемии и эндотелиальной дисфункции как в материнском организме, так и в фетоплацентарном комплексе и артериях пуповины [1, 9].

Белок APOC2 является активатором фермента липопротеинлипазы и играет решающую роль в метаболизме триглицеридов, превращая их в богатые холестерином липопротеины и способствуя при этом развитию дислипидемии [9]. Поэтому создается необходимость изучения липидного профиля групп исследования с целью выявления связи между обнаруженным маркером APOC2 у пациенток с дислипидемией.

В современной литературе отсутствуют данные о серологических маркерах неразвивающейся беременности, что создает предпосылки для проведения данного исследования с целью прогнозирования исхода беременности.

Цель исследования - оценить диагностические и прогностические возможности определения серологического маркера аполипопротеина C-II (APOC2) у пациенток с НБ на ранних сроках гестации.

Материал и методы

В период с апреля 2020 г. по февраль 2021 г. на базе гинекологического отделения ГКБ им. В.М. Буянова, отделения женской консультации № 7 при ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана была обследована группа из 182 женщин в возрасте 18-45 лет, которые были разделены на 3 классификационные группы: группа I - 90 пациенток с неразвивающейся беременностью до срока гестации 11 нед на момент обследования; группа II - 52 пациентки со спонтанным выкидышем на сроке беременности до 11 нед и группа контроля - 40 женщин с прогрессирующей беременностью до срока беременности 11 нед.

Для обследования пациенток были использованы клинико-статистический (анкетирование обследуемых женщин, анализ историй болезни и обменных карт), лабораторный (клинический, биохимический анализ крови), в том числе оценивался липидный профиль [общий холестерин (ОХ), триглицериды (ТГ), ЛПВП, липопротеины низкой плотности (ЛПНП), коагулограмма, определение титра антител к TORCH-комплексу, общий анализ мочи], инструментальные методы исследования (ультразвуковое исследование органов малого таза) и морфологическое исследование элементов плодного яйца после опорожнения полости матки. С целью исключения других причин НБ применяли бактериоскопический метод оценки состояния микробиоценоза влагалища (препараты, окрашенные по Граму, по Рома-новскому-Гимзе). Антитела к тиреопероксидазе (АТ-ТП) и тиреоглобулину (АТ-ТГ) в сыворотке крови определяли методом иммуноферментного анализа (ИФА) с использованием стандартных тест-систем фирмы "ХЕМА-МЕДИКА" (Россия).

Протеомный анализ сыворотки крови исследуемых проводился с помощью жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии (LC-MS).

Определение липидного профиля проводили с помощью биохимического анализа концентрации ОХ, ТГ, ЛПВП и ЛПНП в сыворотке крови пациенток. В соответствии с референс-ными значениями лаборатории все пациентки были разделены на 2 группы: с нормальным и нарушенным липидным профилем, проявляющимся повышенным содержанием ОХ (>5,0 ммоль/л), ТГ (>1,7 ммоль/л), ЛПНП (>3,0 ммоль/л) и низким ЛПВП (<1,3 ммоль/л).

Критерии включения: женщины с НБ или спонтанным выкидышем, прогрессирующей беременностью со сроком гестации до 11 нед, соматически здоровые, без отягощенного акушерско-гинекологического анамнеза.

Критерии исключения: пациентки с аутоиммунными, инфекционными заболеваниями, заболеваниями щитовидной железы (ЩЖ), в том числе недостаточностью функции ЩЖ.

Исследование было проведено в соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации WMA (1964 г., изд. 2013 г.) и одобрено Этическим комитетом РУДН. Письменное информированное согласие было получено от всех участников.

Математическую обработку полученных результатов проводили методами вариационной статистики с использованием параметрических статистических методов, с помощью программы Microsoft Office Excel (версия 2007 г., Microsoft Corporation, США, 2007) и программного пакета для статистического анализа Statistica (версия 8.0, StatSoft Inc., США).

Результаты и обсуждение

Для анализа потенциально значимых маркеров в ходе исследования были определены общие серологические маркеры, обнаруженные во всех 3 группах исследования. Сравнивали соотношение концентраций белков в исследуемых группах. При этом если отношение концентраций маркера в паре (Группа I/Группа контроля) близко либо равно единице, то маркер считается неспецифичным вследствие равных концентраций в обеих группах; если численное отношение близко либо равно единице в паре (группа I/группа II), то маркер считается также неспецифичным; однако если численное отношение близко либо равно единице в паре (группа I/ группа II) и одновременно больше единицы в паре (группа I/ группа контроля), то маркер считается потенциально специфичным. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1. Предполагаемые серологические маркеры неразвивающейся беременности

Примечание. Значимость p определяли тестом Манна-Уитни при несмещенном уровне отсечения p<0,05 (полученные значения статистически значимы); Группа I/Группа контроля - отношение концентраций белков группы I к контрольной группе; Группа I/ Группа II - отношение концентраций белков группы I к контрольной группе II; Группа II/ Группа контроля - отношение концентраций белков группы II к контрольной группе.

Как видно из табл. 1, аполипопротеин C-II (APOC2) считается статистически значимым маркером, так как разность его концентраций в составила 2,468 (группа I/группа контроля), 1,658 (группа I/группа контроля) и 1,489 (группа II/группа контроля). Более того, потенциальная роль серологического маркера APOC2 проявляется максимально выраженно в группе I, что позволяет сделать вывод о том, что наиболее специфичным маркером НБ может быть APOC2.

При распределении пациенток на группы в зависимости от липидного профиля превалировали женщины с нарушенным липидным профилем, проявляющимся как изолированной гиперхолестеринемией, так и сочетанной с гипертриглицеридемией (табл. 2).

Таблица 2. Структура липидного профиля пациенток обследованных групп

Расшифровка аббревиатур дана в тексте.

Как следует из табл. 2, нарушения липидного профиля обнаружены у 62,2% женщин группы I и 59,7% пациенток группы II, в то время как в контрольной группе выявлены лишь у 42,5%. Таким образом, нарушения липидного профиля чаще встречались у пациенток с неразвивающейся беременностью и спонтанными выкидышами в 62,2 и 59,7% случаев соответственно, что коррелирует с выявленным маркером APOC2 в группе I и группе II (см. рисунок).

Распределение женщин по структуре липидного профиля

Заключение

Исследование показало наличие прямой связи между неразвивающейся беременностью (в исследуемой группе I) и циркулирующими серологическими маркерами в сыворотке крови пациенток с дислипидемией. Наиболее перспективным серологическим маркером для неразвивающейся беременности на ранних сроках гестации является APOC2. Результаты исследования демонстрируют необходимость в дообследовании женщин с дислипидемией перед планированием беременности на наличие такого предиктора, как APOC2.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беременность ранних сроков. От прегравидарной подготовки к здоровой гестации / под ред. В.Е. Радзинского, А.А. Оразмурадова. Гл. 14. Неразвивающаяся беременность. Москва, 2020. С. 509-537.

2. Orazmuradov A.A., Akhmatova A.N., Haddad Kh., Lopatin A.M., Bekbaeva I.V., Arakelyan G.A. et al. Predictive markers of missed miscarriage // Int. J. Biomed. 2021. Vol. 11, N 1. P. 65-67. DOI: https://doi.org/10.21103/Article11(1)_ShC

3. Лоскутова И.В., Бичевская Р.Г. Липидный спектр крови у беременных с привычным невынашиванием в раннем сроке при хронических заболеваниях печени // Sciences of Europe. 2017. № 20-1 (20). С. 72-76.

4. Сергеевич Г.А. и др. Исследование ассоциации полиморфизма генов APOE, LPL и NOS3 с риском сосудистой патологии у детей и беременных женщин // Экологическая генетика. 2011. Т. 9, № 4. С. 25-34.

5. Korkmazer E. et al. Study on potential role of apolipoprotein E in recurrent pregnancy loss // Exp. Ther. Med. 2013. Vol. 5, N 5. P. 1408-1410.

6. Li J. et al. Apolipoprotein E (Apo E) gene polymorphisms and recurrent pregnancy loss: a meta-analysis // J. Assist. Reprod. Genet. 2014. Vol. 31, N 2. P. 139-148.

7. Asgari N. et al. Positive association of Apolipoprotein E4 polymorphism with recurrent pregnancy loss in Iranian patients // J. Assist. Reprod. Genet. 2013. Vol. 30, N 2. P. 265-268.

8. Святова Г.С., Березина Г.М., Салимбаева Д.Н., Кирикбаева М.С., Муртаза-лиева А.В., Садуакасова К.З. Генетические аспекты идиопатической формы привычного невынашивания беременности. Обзор литературы // Наука и здравоохранение. 2019. Т. 21, № 4. С. 37-49.

9. Wolska A., Dunbar R.L., Freeman L.A., Ueda M., Amar M.J., Sviridov D.O. et al. Apolipoprotein C-II: new findings related to genetics, biochemistry, and role in triglyceride metabolism // Atherosclerosis. 2017. Vol. 267. P. 49-60.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»