Амбулаторная и стационарная гистероскопия. Сравнительный анализ показаний, визуализации и гистологического подтверждения

Резюме

Цель исследования - провести сравнительный анализ визуализации и гистологического подтверждения у женщин с патологией матки и эндометрия при амбулаторной и стационарной гистероскопии.

Задачи: 1) сравнить данные гистероскопической визуализации патологии матки и эндометрия, полученные при офисной и стационарной гистероскопии; 2) сравнить результаты гистологического исследования при офисной и стационарной гистероскопии.

Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ пациенток с патологией матки и эндометрия, которым выполнена амбулаторная гистероскопия в ГАУЗ "Кемеровская ГКБ № 4" и в стационарных учреждениях г. Кемерово с 2018 по 2020 г. (по данным медицинской документации).

В исследование включены 600 женщин: 1-я группа - 300 женщин, которым была проведена амбулаторная (офисная) гистероскопия (ОГС) и 2-я группа - 300 пациенток, получивших стационарную гистероскопию (СГС). Подтверждение патологии эндометрия у женщин обеих групп проводили путем мануальной вакуум-аспирации полости матки (МВА).

Результаты. Показания, визуализация и гистологическое подтверждение при проведении ОГС и СГС не имели различий по большинству нозологий. Однако женщинам с бесплодием инвазивное вмешательство чаще проводилось в стационаре (р=0,035). ОГС чаще выявляла аденомиоз и деформацию полости матки. Гистологическое подтверждение патологии матки и эндометрия при ОГС было сопоставимо с СГС, за исключением железисто-фиброзного полипа эндометрия. Визуализацию и гистологическое подтверждение моно- и сочетанной патологии матки и эндометрия при ОГС чаще отмечали в возрасте 45-59 лет, при проведении СГС - у женщин старше 60 лет (р=0,001).

Заключение. Таким образом, отсутствие значимых различий в показаниях, визуализации и гистологических результатах у пациенток, направленных на ОГС и СГС, доказывает равнозначность амбулаторной и стационарной гистероскопии. Однако ОГС имеет преимущества при выявлении аденомиоза и деформации полости матки. Предпочтительный возраст для ее проведения - 45-59 лет.

Ключевые слова:амбулаторная офисная гистероскопия, стационарная гистероскопия, мануальная вакуумная аспирация

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Фролова Ю.С., Елгина С.И. Амбулаторная и стационарная гистероскопия. Сравнительный анализ показаний, визуализации и гистологического подтверждения // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 9, № 4. С. 29-35. DOI: https://doi.org/10.33029/2303-9698-2021-9-4-29-35

Уровень заболеваемости гинекологической патологией растет с каждым годом. Так, заболеваемость в РФ за последние 10 лет возросла с 22,2 до 33,6% [1, 2]. Наряду с гинекологической патологией растет уровень и онкологических заболеваний. По данным Е.М. Аксель и соавт., с 2011 по 2016 г. количество случаев рака матки выросло с 204 764 до 250 527 [3]. Онкологическая патология набирает свои темпы не только в России, но и по всему миру. По результатам Европейского общества медицинской онкологии, регистрируется более 81 500 новых случаев рака эндометрия в год [4].

В связи с ростом заболеваний все более актуальным становится вопрос о ранней и эффективной диагностике данных патологий. Ультразвуковое исследование в настоящий момент остается самым распространенным и дешевым методом диагностики гинекологических заболеваний [5]. Сонография позволяет определить патологическое расположение органа и его анатомическую характеристику. Однако, несмотря на широкое применение ультразвука, его информативность остается невысокой. Ультразвуковое исследование (УЗИ) позволяет обнаружить наличие полипов эндометрия в 30,2% случаев, подслизистую миому матки - в 3-27,6%, аденомиоз - в 9,2%, атрофию эндометрия - в 36,2%, гистологическое подтверждение рака тела матки - в 19,0% [6]. Ложноположительные результаты (рак тела матки, гиперплазия и полипы эндометрия) у пациенток встречаются в 37,5% случаев [7].

Наряду с неинвазивными методами диагностики используют малоинвазивные процедуры - гистероскопию в сочетании с мануальной вакуумной аспирацией. Это относительно "молодые" методы исследования патологии полости матки и эндометрия, эффективность которых в настоящее время изучается, однако уже установлена их высокая информативность [8-11].

Применение гистероскопии позволяет провести исследование матки с минимальными инвазивными воздействиями на организм женщины и получить высокоинформативные результаты. Все чаще прибегают к использованию офисной гистероскопии, которая позволяет в амбулаторных условиях осуществить панорамную визуализацию полости матки без расширения цервикального канала и анестезиологического пособия [12]. Однако не все специалисты практикуют данный вид гистероскопии, так как сомневаются в применении гистероскопии в условиях женской консультации, потому что считают, что она ограничена в показаниях, невозможна для выполнения без анестезии и гораздо проще и выгоднее направить пациентку сразу в стационар [9, 13, 14].

В связи с существованием проблемы ранней и эффективной диагностики патологии матки и эндометрия изучение применения офисной гистероскопии в амбулаторных условиях женской консультации является актуальным.

Материал и методы

Проведение амбулаторной офисной гистероскопии в Кемеровской области регламентируется приказом Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области № 942 "Об утверждении примерного положения о Центре амбулаторной гинекологии (ЦАГ) и стационаре одного дня: приказ Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области" (от 14.06.2018) [14].

Проведен ретроспективный анализ пациенток с патологией матки и эндометрия, которым проведена амбулаторная гистероскопия в ГАУЗ КГКБ № 4 и стационарных учреждениях г. Кемерово с 2018 по 2020 г. (по данным медицинской документации).

В исследование включены 600 женщин: 1-я группа -300 женщин, которым была проведена амбулаторная (офисная) гистероскопия (ОГС), и 2-я группа - 300 пациенток, получивших стационарную гистероскопию (СГС). Патологию эндометрия у женщин обеих групп подтверждали путем проведения мануальной вакуум-аспирации полости матки (МВА).

Критерии включения пациенток в 1-ю группу: возраст от ≥20 до ≤70 лет, наличие патологии матки и эндометрия клинически или по УЗИ, добровольное согласие на участие в исследовании.

Критерии исключения из 1-й группы: беременность, острое аномальное маточное кровотечение (АМК), экстрагенитальная патология в стадии декомпенсации, состояние, требующее оказания экстренной медицинской помощи, возраст <20 лет и >70 лет, отказ от участия в исследовании.

Критерии включения пациенток во 2-ю группу: возраст от ≥20 до ≤70 лет, наличие патологии полости матки и эндометрия клинически или по УЗИ, добровольное согласие на участие в исследовании, согласие женщины на проведении инвазивного вмешательства в условиях гинекологического стационара.

Критерии исключения из 2-й группы: беременность, острое АМК, состояние, требующее оказания экстренной медицинской помощи, возраст <20 лет и >70 лет, отказ от участия в исследовании, отказ женщины в проведения СГС.

Статистическая обработка полученной информации проведена с использованием программы Microsoft Office Excel 2016 для работы с электронными таблицами и программы IBM SPSS v. 25 (разработчик IBM Corporation). Для изучения изменения данных в динамике и определения статистической значимости различий использовали критерий Вилкоксона на сопряженных совокупностях и критерий Манна-Уитни на несопряженных совокупностях. Проверка статистических гипотез проводилась по методу χ2. В случае когда одно из значений составляет от 5 до 9, критерий χ2 рассчитывался с поправкой Йейтса. При частотах <5 применялся точный метод Фишера - односторонний тест. При критическом уровне значимости p<0,05 различия считались статистически значимыми. При использовании точного метода Фишера значение, полученное в ходе расчета критерия, соответствует точному значению уровня значимости р.

Результаты и обсуждение

Основные показания для инвазивных вмешательств у женщин 1-й и 2-й групп представлены в табл. 1.

Таблица 1. Показания для проведения инвазивных вмешательств в 1-й и 2-й группах

Показания для проведения ОГС и СГС не различаются по полипу эндометрия, аденомиозу, АМК, сочетанной патологии. Однако женщинам с бесплодием инвазивное вмешательство чаще проводилось в стационаре (р=0,035).

Данные визуализации при офисной и стационарной гистероскопии представлены в табл. 2.

Таблица 2. Визуальное подтверждение патологии матки и эндометрия, выявленной во время инвазивных вмешательств в группах

Визуальные подтверждения патологии матки и эндометрия при офисной и стационарной гистероскопии не различаются по таким нозологиям, как полип эндометрия, гиперплазия эндометрия, синехии полости матки, сочетанная патология. Однако ОГС чаще выявляла аденомиоз и деформацию полости матки (р=0,001).

Визуализация патологии матки и эндометрия в зависимости от возраста представлена в табл. 3.

Таблица 3. Визуальное подтверждение патологии матки и эндометрия в зависимости от возраста женщин в группах

Визуальные подтверждения патологии матки и эндометрия при офисной и стационарной гистероскопии не различаются в раннем репродуктивном возрасте, однако при проведении ОГС чаще отмечались у женщин в возрасте 45-54 лет (р=0,001).

Гистологическое подтверждение патологии матки и эндометрия у пациенток в 1-й и 2-й группах представлено в табл. 4.

Таблица 4. Патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием в 1-й и 2-й группах

Гистологические подтверждения патологии матки и эндометрия не различаются при офисной и стационарной гистероскопии.

Патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием в зависимости от возраста обследованных женщин в 1-й и 2-й группах, представлена в табл. 5.

Таблица 5. Патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием в зависимости от возраста женщин 1-й и 2-й групп

Гистологические подтверждения патологии матки и эндометрия не различаются при офисной и стационарной гистероскопии в раннем и позднем репродуктивном периодах, однако при проведении ОГС они были получены чаще у женщин в возрасте 45-54 лет, при проведении СГС - старше 60 лет (р=0,001).

Патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием при монопатологии в 1-й и 2-й группах, представлена в табл. 5.

Таблица 5. Патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием при монопатологии в 1-й и 2-й группах

Гистологические подтверждения патологии матки и эндометрия не различаются при офисной и стационарной гистероскопии. Различия имелись только при наличии железистофиброзного полипа эндометрия.

Монопатология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием в зависимости от возраста обследованных женщин в 1-й и 2-й группах, представлена в табл. 6.

Таблица 6. Монопатология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием в зависимости от возраста женщин в 1-й и 2-й группах

Гистологические подтверждения монопатологии матки и эндометрия не различаются при офисной и стационарной гистероскопии в раннем и позднем репродуктивном периодах, однако при проведении ОГС чаще были получены у женщин в возрасте 45-54 лет, при проведении СГС - старше 60 лет (р=0,001).

Патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием при сочетанной патологии в 1-й и 2-й группах, представлена в табл. 7.

Таблица 7. Патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием при сочетанной патологии в 1-й и 2-й группах

Гистологические подтверждения сочетанной патологии матки и эндометрия не различаются при офисной и стационарной гистероскопии. Различия имелись только при наличии железисто-фиброзного полипа эндометрия.

Сочетанная патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием в зависимости от возраста обследованных женщин в 1-й и 2-й группах, представлена в табл. 8.

Таблица 8. Сочетанная патология матки и эндометрия, подтвержденная гистологическим исследованием в зависимости от возраста женщин в 1-й и 2-й группах

Гистологические подтверждения монопатологии матки и эндометрия не различаются при офисной и стационарной гистероскопии в раннем и позднем репродуктивном периодах, однако при проведении ОГС чаще были получены у женщин в возрасте 45-54 лет, при проведении СГС - старше 60 лет (р=0,001).

Заключение

Показания, визуализация и гистологическое подтверждение при проведении ОГС и СГС не имели различий по большинству нозологий. Однако женщинам с бесплодием инвазивное вмешательство чаще проводилось в стационаре (р=0,035), что объясняется отказом женщин от проведения инвазивного вмешательства под местной анестезией. ОГС чаще выявляла аденомиоз и деформацию полости матки. Гистологическое подтверждение патологии матки и эндометрия при ОГС было сопоставимо с СГС, за исключением железисто-фиброзного полипа эндометрия. Визуализация и гистологическое подтверждение моно- и сочетанной патологии матки и эндометрия при ОГС были чаще в возрасте 45-59 лет, при проведении СГС - старше 60 лет (р=0,001).

Таким образом, отсутствие значимых различий в показаниях, визуализации и гистологических результатах у пациенток, направленных на ОГС и СГС, доказывает равнозначность амбулаторный и стационарной гистероскопии. Однако ОГС имеет преимущества при выявлении аденомиоза и деформации полости матки. Предпочтительный возраст для ее проведения - 45-59 лет.

Литература

1. Сафронов О.В., Казачкова Е.А., Казачков Е.Л., Сафронов Е.О., Пустовал М.Л., Коршунов Д.В. Частота и структура внутриматочной патологии, подлежащей малоинвазивному хирургическому лечению, в свете учения о патоморфозе // Уральский медицинский журнал. 2020. № 3. С. 65-70. DOI: https://doi.org/10.25694/URMJ.2020.03.38

2. Чернуха Г.Е., Асатурова А.В., Иванов И.А., Думановская М.Р.

Структура патологии эндометрия в различные возрастные периоды // Акушерство и гинекология. 2018. № 8. С. 129-134. DOI: https://doi.org/10.18565/aig.2018.8.129-134

3. Аксель Е.М., Виноградова Н.Н. Статистика злокачественных но-

вообразований женских репродуктивных органов // Онкогинекология. 2019. № 3. С. 64-78. DOI: https://doi.org/10.52313/22278710_2018_3_64

4. Алиева Д.А., Аскарова З.З. Значение гистероскопии в диагностик е аномальных маточных кровотечений в перименопаузе // Достижения науки и образования. 2020. № 4. С. 64-66.

5. Адамян Л.В., Мельникова Н.С., Касян В.Н. Патология эндометрия в постменопаузе: нужен ли ультразвуковой скрининг? // Проблемы репродукции. 2019. Т. 25, № 2. С. 113-119. DOI: https://doi.org/10.17116/repro201925021113

6. Ключаров И.В., Морозов В.В., Гайнеева З.А., Кливленд Г.О., Устинова Е.М. Безопасность и переносимость хирургической гистероскопии "по Бетокки" в женской консультации // Акушерство и гинекология. 2017. № 7. С. 114-119. DOI: https://doi.org/10.18565/aig.2017.7.114-9

7. Подзолкова Н.М., Фадеев И.Е., Веницкая А.И., Глазкова О.Л., Полетова Т.Н., Шевелева Т.В. и др. Скрининг толщины эндометрия в постменопаузе: объективная необходимость или избыточная онкологическая настороженность? // Репродуктивное здоровье. Восточная Европа. 2015. № 1. С. 8-18.

8. Караваева К.С., Кобаидзе Е.Г. Сравнительный анализ диагностики патологии эндометрия у женщин // Студенческий. 2017. № 2. С. 18-22.

9. Елгина С.И., Золоторевская О.С., Малиновская В.А., Беглова А.Ю. Офисная гистероскопия в амбулаторной практике врача акушера-гинеколога // Мать и дитя в Кузбассе. 2018. № 4. С. 21-24.

10. Фролова Ю.С., Елгина С.И., Золоторевская О.С. Диагностика патологии эндометрия - история и реальная практика // Мать и дитя в Кузбассе. 2021. № 1. С. 39-45. DOI: https://doi.org/10.24411/2686-7338-2021-10004

11. Фролова Ю.С., Елгина С.И. Сравнительная клинико-анамнестическая характеристика женщин с патологией эндометрия и полости матки, получивших помощь в амбулаторных и стационарных условиях // Мать и дитя в Кузбассе. 2021. № 2. С. 88-94. DOI: https://doi.org/10.24411/2686-7338-2021-10027

12. Герасимова А.А., Кудряшова Т.И., Смирнова А.В. Диагностическая значимость гистероскопии в выявлении внутриматочной патологии // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека : материалы V Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием. Иваново, 2019. С. 217-218.

13. Манухин И.Б., Тумилович Л.Г., Геворкян М.А., Манухина Е.И. Гинекологическая эндокринология. Клинические лекции. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. 304 с.

14. Об утверждении примерного положения о Центре амбулаторной гинекологии (ЦАГ) и стационаре одного дня: приказ Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области № 942 от 14.06.2018.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»