Развитие общероссийского проекта "Региональные образовательные Школы РОАГ"

Резюме

Общероссийский проект "Региональные образовательные Школы РОАГ" - это долгосрочный проект по непрерывному медицинскому образованию акушеров-гинекологов страны, который представляет уникальную возможность для повышения уровня знаний и навыков врачей из регионов и эффективного общения с коллегами ведущих научных организаций страны. Российскому обществу акушеров-гинекологов (РОАГ) удалось создать платформу для обмена знаниями и опытом практикующих врачей, повышения профессиональной квалификации специалистов, внедрения новых инновационных подходов.

С 2016 по 2020 г. проведено 56 Школ РОАГ. За эти годы лекторы из ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова" Минздрава России и других ведущих учреждений страны провели семинары, лекции, круглые столы и мастер-классы во всех федеральных округах РФ. Проект ежегодно развивался не только территориально, менялось и содержание научной программы Школ. С каждым годом в нее включались все новые и новые блоки для междисциплинарного развития специальности, были организованы секции по вспомогательным дисциплинам, таким как юридическая грамотность и психология. Всего в рамках проекта прошли обучение более 45 000 специалистов из разных регионов и городов страны (акушеры-гинекологи, неонатологи, врачи ультразвуковой диагностики, онкогинекологи, педиатры, эндокринологи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, радиологи и рентгенологи, репродуктологи, терапевты, урологи, медицинские сестры и др.). Внедрение в 2020 г. онлайн-формата проведения Школ РОАГ позволило проекту выйти на общероссийский уровень по охвату аудитории постдипломного образования медицинских специалистов.

Ключевые слова:региональные образовательные Школы РОАГ, непрерывное профессиональное образование, общероссийский формат проекта

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Развитие общероссийского проекта "Региональные образовательные Школы РОАГ" // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 9, № 1. С. 69-73. DOI: https://doi.org/10.33029/2303-9698-2021-9-1-69-73

За прошедшие годы региональные образовательные школы Российского общества акушеров-гинекологов получили высокую оценку специалистов и стали неотъемлемой частью системы непрерывного профессионального образования акушеров-гинекологов, неонатологов и специалистов смежных областей. РОАГ удалось создать платформу для обмена знаниями и опытом практикующих врачей, повышения профессиональной квалификации специалистов, внедрения новых инновационных подходов.

Проект "Региональные образовательные Школы Российского общества акушеров-гинекологов" (далее - Школы РОАГ) был создан в 2016 г. как цикл образовательных мероприятий, направленных на повышение квалификации акушеров-гинекологов регионов в рамках внедрения системы непрерывного медицинского образования в стране. Создание Школ РОАГ было инициировано президиумом правления Российского общества акушеров-гинекологов и ФГБУ НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова" Минздрава России при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации [1-5].

Создавая проект, его руководители отмечали значимость Школ РОАГ как для врачей, так и для пациентов. Мероприятия формировались как связующее звено для профессионального сообщества страны.

Академик РАН, директор ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова" Минздрава России Г.Т. Сухих: "Школы РОАГ - это не только повышение профессионального уровня, но и наша ответственность перед государством за безопасность лечебной практики. Это снижение вероятности неточностей в действиях акушеров-гинекологов. И в конечном счете это все большее фокусирование на центральной роли пациента, его удовлетворенности от процесса лечения. Ведь успех обеспечивается не только применением передовых технологий и качественных лечебных препаратов, но и взаимопониманием между врачом и пациентом".

Академик РАН, президент РОАГ В.Н. Серов: "Роль Российского общества акушеров-гинекологов заключается в оказании помощи в развитии специальности, чтобы в каждом городе нашей большой страны врач имел равные возможности для самообразования и профессионального совершенствования, ведь за этим стоит и качество региональной медицины, и уровень жизни населения, и отношение общества к национальному здравоохранению, и престиж профессии акушера-гинеколога. Я искренне надеюсь, что посещение Школы РОАГ станет важным этапом в личном развитии каждого врача и позитивно отразится на работе региональных учреждений, позволит прочувствовать, насколько тесно связаны наука и практическая медицина и как быстро смелые инновации становятся работающими методами, а главное - укрепит интерес к своему делу и подтолкнет к дальнейшему профессиональному росту".

Особенностью Школ РОАГ с самого начала стал тщательный отбор тем по степени актуальности для врачей региона проведения. Они выбираются с учетом современных тенденций развития специальности, статистических показателей системы здравоохранения, мнений главных акушеров-гинекологов и специалистов на местах. В итоге каждая из заявленных тем повышает уровень профессионализма акушера-гинеколога.

Формат обучения в Школах РОАГ с момента создания проекта максимально интерактивный - семинары, мастер-классы, разборы клинических случаев, лекции и круглые столы предполагают активное включение аудитории в познавательный процесс. После лекций у преподавателей остается время на вопросы из зала, обсуждение и обмен мнениями.

Наряду с научно-образовательной программой в рамках Школ РОАГ с самого начала проекта проходят специализированные выставки, на которых участники могут ознакомиться с современным медицинским оборудованием, новыми технологическими разработками, популярными фармацевтическими препаратами и получить всю необходимую информацию у экспертов на стендах.

Начало проекта

В 2016 г. проект был реализован в трех крупных региональных центрах:

■ Казань - 23-24 мая по теме "Гинекологические заболевания и репродуктивное здоровье женщины";

■ Ярославль - 17-18 октября по теме "Перинатальная медицина: достижения и нерешенные вопросы";

■ Ростов-на-Дону - 7-8 ноября по теме "Сложные вопросы репродуктивной медицины: новые взгляды, новые возможности".

Первыми обучение прошли специалисты Приволжского федерального округа (ПФО). В мае 2016 г. региональную школу РОАГ "Гинекологические заболевания и репродуктивное здоровье женщины" принимали в столице Татарстана - Казани. Превосходя ожидания организаторов, мероприятие посетили более 700 человек - приехали представители всех 14 регионов ПФО: акушеры-гинекологи, неонатологи, в том числе заведующие отделениями, начинающие врачи, профессора профильных вузов.

Проведение первой Школы показало, что этот проект врачи ждали, что он нужен каждому специалисту.

Профессор, вице-президент РОАГ И.И. Баранов: "Быть современным акушером-гинекологом совсем не просто. Он должен обладать колоссальным объемом знаний, накопленных за время обучения и последующей деятельности, большим практическим опытом, который приобретается бессонными ночами, и очень высокими человеческими качествами, постольку наша специальность высокоэтична. На сегодняшний день существует огромный объем информации вокруг врача, и не так-то просто выделить, на что хотелось бы потратить и без того малое количество времени. Хотелось, чтобы Школа стала эталоном образовательного процесса для эффективного повышения квалификации акушеров-гинекологов. Мы увидели большой интерес к проекту не только у слушателей, но и у лекторов, которые не покидали помещение сразу после прочтения своего доклада, а внимательно слушали лекции других спикеров и активно дискутировали друг с другом в перерывах".

Заданный на старте высокий уровень организации мероприятия был поддержан и на последующих Школах РОАГ. Школа в Ярославле побила рекорд Казани по числу участников, приняв 800 специалистов Центрального федерального округа. В работе Ростовской Школы РОАГ приняли участие уже 944 специалиста, среди них были врачи как из Южного, так и из других федеральных округов [6].

Развитие проекта

Получив невероятный отклик специалистов в различных регионах, оргкомитет Школ РОАГ пошел навстречу запросам врачей и значительно расширил географию проведения уже со 2-го года проекта. В 2017 г. мероприятия состоялись в 7 городах, в 2018 г. - в 10, а в 2019 г. - уже в 14 регионах России. За эти годы коллектив лекторов из ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова" Минздрава России и других ведущих учреждений страны успел провести семинары, лекции, круглые столы и мастер-классы во всех федеральных округах. Некоторые города получили возможность обновить базу знаний от лучших экспертов спустя год или два после проведения у них в регионе проекта - Школы РОАГ.

Проект развивался не только территориально, менялось и содержание научной программы Школ. С каждым годом в нее включались все новые и новые блоки для междисциплинарного развития специальности. Это специальные секции по ультразвуковой диагностике, экстракопоральному оплодотворению и вспомогательным репродуктивным технологиям, семинары по онкогинекологии, гинекологической эндокринологии, хирургии, урогинекологии, интенсивной терапии и неотложным состояниям в акушерстве, мастер-классы по эстетической гинекологии, генитальным инфекциям, заболеваниям шейки матки, круглые столы по менеджменту крови, а также специальные курсы по неонатологии [7].

В 2019 г. программа Школ продолжила существенно обновляться. Впервые были организованы секции по вспомогательным дисциплинам, таким как юридическая грамотность и психология. От врачей из различных регионов страны в РОАГ все чаще приходили запросы о необходимости обучения по этим направлениям [8].

В процессе работы курса "Юридические аспекты деятельности врача" слушатели подробно разбирали различные нюансы выстраивания взаимоотношений с пациентами и оформления медицинской документации. Второе направление для развития - решение проблем в области психологии поведения врача в различных ситуациях. Один из тренингов был посвящен профилактике жалоб и конфликтов с пациентами, другой был направлен на работу с пациентками, перенесшими перинатальную потерю [9, 10].

В 2020 г. продолжилось заданное направление развития научной программы Школ. Нововведением стал блок, посвященный работе с клиническими рекомендациями, значение которых в работе врача невозможно переоценить. Ведь именно они являются основополагающими документами в выборе тактики лечения и диагностики.

Важной вехой в истории развития Школ РОАГ стал 2020 г., в котором началось расширение возможностей посещения ряда Школ. Сюда вошли сразу 3 направления развития: проведение однодневных мероприятий в небольших городах страны, проведение трансляций очных Школ в рамках федерального округа и полный переход на онлайн-формат работы Школ. Проект "Региональные образовательные школы РОАГ" вышел на новый общероссийский уровень в работе по обеспечению доступности совершенствования профессионального опыта и знаний акушеров-гинекологов по всей территории России.

Безусловным новшеством 2020 г. и эффективным выходом в ситуации пандемии стал переход на онлайн-проведение Школы РОАГ. Внедрение данного формата позволило проекту выйти на новый уровень по охвату аудитории постдипломного образования медицинских специалистов. Благодаря ему в работе Школ смогли принять участие врачи из самых отдаленных регионов, у которых зачастую нет возможности посещать очные мероприятия. В то же время проект сохранил свою региональную направленность. К участию в трансляциях приглашали врачей тех регионов, где должны были состояться очные Школы, а также из соседних субъектов РФ [11].

Всего в 2020 г. было проведено 22 Школы РОАГ, новые знания на которых получили более 15 000 врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, эндокринологов, хирургов, репродуктологов и других смежных специалистов. Принять участие в работе онлайн-Школ медицинские специалисты могли как на рабочих местах - в аудиториях и ординаторских, так и с мобильных телефонов [12].

Всего за прошедшие годы состоялось 56 Школ РОАГ, в которых участвовали около 45 000 специалистов: акушеры-гинекологи, неонатологи, врачи ультразвуковой диагностики, онкогинекологи, педиатры, эндокринологи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, радиологи и рентгенологи, репродуктологи, терапевты, урологи, медицинские сестры и др., из них очно приняли участие более 20 000 врачей и более 25 000 - онлайн.

Будущее проекта

В 2021 г. Школы РОАГ продолжат свое развитие в статусе общероссийского проекта, опираясь на поддержку Минздрава России (информационное письмо от 11.02.2021 № 15-4/232, подписанное директором Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Е.Н. Байбариной) и востребованность в получении новых знаний со стороны региональных специалистов. Планируется провести Школы в 18 регионах всех федеральных округов страны: Пенза (5 февраля), Новосибирск (18-19 февраля), Воронеж (1-2 марта), Якутск (29 марта), Санкт-Петербург (8-9 апреля), Владикавказ (16 апреля), Тюмень (22 апреля), Саратов (26-27 апреля), Томск (20-21 мая), Челябинск (27-28 мая), Ростов-на-Дону (3-6 июня), Владивосток (16-17 сентября), Красноярск (14-15 октября), Смоленск-Брянск (20 октября), Краснодар (28-29 октября), Казань (8-9 ноября), Архангельск (15 ноября), Москва (2-3 декабря).

В городах, которые Школы РОАГ посетят не первый раз, специалистам будет представлена обновленная программа, основанная на актуальных данных последних клинических рекомендаций и научных исследований.

Важным этапом развития проекта в 2021 г., которого давно ждали акушеры-гинекологи Московского региона, станет проведение итоговой Школы года в Москве, на которой будут обсуждены результаты работы Школ РОАГ, намечены новые образовательные планы повышения профессионализма врачей.

Общероссийский проект "Региональные образовательные Школы РОАГ" - это долгосрочный проект по непрерывному медицинскому образованию акушеров-гинекологов страны, который представляет уникальную возможность для повышения уровня знаний и навыков врачей из регионов и эффективного общения с коллегами ведущих научных организаций страны.

Литература

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

3. Приказ Минздрава России от 11 ноября 2013 г. № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций".

4. Приказ Минздрава России № 328 от 9 июня 2015 г. "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837".

5. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, 26.04.2018) "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов".

6. Приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. № 926 "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года".

7. Приказ Минздрава от 22.12.2017 № 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов".

8. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Непрерывное медицинское образование акушеров-гинекологов в России: проблемы и перспективы. С 32-37 // Гинекология : национальное руководство / под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзинского. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. 1008 с. (Серия "Национальные руководства")

9. Баранов И.И., Нестерова Л.А., Серов В.Н. "Региональные образовательные школы РОАГ в системе непрерывного медицинского образования" // Мать и дитя-2018 : материалы форума. Москва, 2018.

10. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Российское общество акушеров-гинекологов в системе непрерывного медицинского образования // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 7, № 2. С. 64-67.

11. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Основные результаты работы Российского общества акушеров-гинекологов по внедрению системы НМО // Мать и дитя-2019 : материалы XII Регионального научнообразовательного форума. Сочи, 2019. С. 105-106.

12. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Итоги работы Региональных образовательных школ РОАГ за первое полугодие 2019 г. // Мать и дитя-2019 : материалы XX Юбилейного Всероссийского научнообразовательного форума. 2019. С. 252-253.

13. НМО в Российской Федерации. URL: http://www.sovetnmo.ru

14. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. Copenhagen : WFME, 2003. URL: http://www.wfme.org

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»