Ферментативная активность плода и микробиота влагалища при преждевременных родах

Резюме

Введение. Несмотря на целый ряд исследований и разработок, появляющихся ежегодно, проблема преждевременных родов (ПР) остается актуальной. Появились работы, изучающие семейство гликан-связывающих протеинов, проведен анализ сложного диалога между влагалищным микробиомом на фоне беременности и ПР. Однако работ по изучению влияния изменений микробиома влагалища при беременности на ферментативный потенциал плода нам не встретилось.

Цель исследования - определить влияние микробиома влагалища у родильниц с ПР и доношенной беременностью на секреторную и ферментативную активность у плода.

Материал и методы. Проведено проспективное исследование 36 родильниц с доношенной беременностью (1-я группа) и 35 родильниц с ПР (2-я группа), а также изучено состояние новорожденных: I группу составили дети, родившиеся в срок (n=36) и II группу - недоношенные дети (n=40). Изучена частота экстрагенитальной, гинекологической патологии у родильниц. Гидролитические ферменты определяли в крови у родильниц и в крови пуповины новорожденных.

Результаты. Родильницы с ПР чаще в анамнезе имели заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) (р=0,005) и инфекции мочевыводящих путей (р=0,003), а из гинекологической патологии - бактериальный вагиноз (р=0,000) и инфекции, передаваемые половым путем (ИППП) (р=0,039). Во время беременности у родильниц с ПР чаще был бактериальный вагиноз (р=0,001). Кроме того, статистически значимо чаще Gardnerella vaginae (р=0,024) и Atopobium vaginae (р=0,001) выявлены у родильниц с ПР, что влияло на частоту присутствия во влагалище лактобактерий. Штамм L. crispatus препятствует развитию патогенов, способствуя пролонгированию беременности, которая в 1-й группе выделена у 80,56%, во 2-й - у 51,43%, р=0,009. Сравнение концентрации ферментов ЖКТ у родильниц обеих групп продемонстрировало существенную разницу только в уровне щелочной фосфатазы (ЩФ), р=0,000, а также корреляцию ЩФ и пепсиногена 2 (R=-0,375) во 2-й группе родильниц; между родильницами с ПР и недоношенными новорожденными выявлена корреляция между пепсиногеном 2 и ЩФ (R=-0,516). Преимущественное выделение Atopobium vaginae и Gardnerella vaginae у родильниц 2-й группы коррелирует со сниженным уровнем ЩФ в этой группе (R=0,372) и повышенным уровнем пепсиногена 2 у новорожденных II группы (R=0,415).

Заключение. Между микробиотой влагалища, проявляющейся ее дисбиозом, имеется связь, подтверждаемая коэффициентами корреляции с гидролазами как у родильниц с ПР, так и у недоношенных новорожденных. Показатели гидролаз новорожденных зависят от микробиоты ЖКТ новорожденных, а также микробиоты влагалища родильниц.

Ключевые слова:беременность, преждевременные роды, гидролазы, микробиота влагалища

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция, дизайн и методология исследования, анализ и интерпретация полученных данных, утверждение окончательного варианта статьи - Андреева М.Д.; проведение статистического анализа, подготовка и редактирование текста - Агаян Р.А.

Для цитирования: Андреева М.Д., Агаян Р.А. Ферментативная активность плода и микробиота влагалища при преждевременных родах // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 9, № 1. С. 25-30. DOI: https://doi.org/10.33029/2303-9698-2021-9-1-25-30

Проблема преждевременных родов (ПР) остается актуальной, несмотря на целый ряд исследований и разработок, появляющихся ежегодно [1-3]. Учитывая проводимую работу в мире, а также в Российской Федерации и в нашем регионе, удается сохранять стабильные показатели по их частоте. Так, на территории Краснодарского края за 5-летний период уровень ПР составил: в 2015 г. - 4,5%; в 2016 г. - 4,4%; в 2017 г. - 4,2%; в 2018 г. - 4.3%; в 2019 г. - 4,3%. Доля сверхранних ПР составила 8,4; 9,0; 8,9; 9,7; 10,7% соответственно. Работ, посвященных поиску факторов риска ПР, направленных на коррекцию угрозы их развития, в отечественной и мировой

литературе довольно много [4, 5]. В последнее время появились работы, посвященные исследованию галектинов (семейство гликан-связывающих протеинов), которые контролируют фетально-материнскую иммунную толерантность [6]. В обзоре 2020 г. E. Bayar и соавт. проведен анализ сложного диалога между влагалищным микробиомом на фоне беременности и ПР [7]. При этом нам не встретилось работ по изучению влияния изменений микробиоты влагалища во время беременности на ферментативный потенциал плода.

Цель исследования - определить влияние микробиоты влагалища у родильниц с ПР и доношенной беременностью на секреторную и ферментативную активность у плода.

Материал и методы

Изучено течение беременности у 36 родильниц со срочными родами (от 37 нед), составивших 1-ю группу, и у 35 родильниц с ПР (от 22 до 37 нед) - 2-я группа, из числа которых у 3 родильниц были многоплодные беременности. Также нами изучалось состояние новорожденных: I группу составили дети, родившиеся в срок (n=36), II группу - недоношенные дети (n=40). Изучена частота экстрагенитальной, гинекологической патологии. Гидролитические ферменты определяли в крови у родильниц из кубитальной вены и у новорожденных из крови пуповины: щелочную фосфатазу (ЩФ), ед./л; липазу, ед./л; амилазу, ед./л; пепсиноген 1, нг/мл; пепсиноген 2, нг/мл и альфа-1-антитрипсин. Определение перечисленных показателей проводили с использованием модульной платформы для биохимического и иммунохимического анализа Cobas-8000 (модуль 702) фирмы Roche.

Статистический анализ проведен в среде пакета STATISTICA 10 (USA, Tibco). Рассчитывали описательные статистики: число женщин в группах (n), среднее (M), стандартную ошибку среднего (m), медиану (Ме), верхние и нижние квартили [25%; 75%]. Сравнение групп родильниц (1-й и 2-й) и новорожденных (I и II) проводили при помощи критерия Манна-Уитни, двустороннего критерия Стьюдента, критерия Вилкоксона. Оценку взаимосвязи качественных показателей, характеризующих анализируемые группы, осуществляли с помощью критериев х2 Пирсона, максимум правдоподобия (М-П) х2, а также непараметрических коэффициентов корреляции Фи, Крамера, Спирмена, коэффициента сопряженности. Во всех критериях использовали общепринятый уровень статистической значимости р=0,05 [8].

Результаты

Проведенный анализ частоты экстрагенитальной патологии у родильниц с ПР и доношенной беременностью показал, что чаще болели обследованные во 2-й группе (табл. 1): в 1-й группе на 1 родильницу приходилось 0,5 диагноза экстрагенитальной патологии, а во 2-й группе - 1,1 диагноза. Статистически достоверно чаще во 2-й группе отмечали заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) (р=0,005) и инфекции мочевыводящих путей (ИМВП) (р=0,003). Между числом родильниц, страдающих заболеваниями эндокринной (р=0,692), сердечно-сосудистой (р=0,420) и нервной (р=0,126) систем статистическая разница отсутствовала (см. табл. 1).

Таблица 1. Экстрагенитальная патология в группах родильниц

Превалирование частоты заболеваний ЖКТ и ИМВП являются тем преморбидным фоном, на котором вынашивалась беременность. Мы можем предположить, что как заболевания ЖКТ, так и ИМВП влияют на донашивание беременности.

Изучение имеющихся в анамнезе гинекологических заболеваний показало статистически достоверную разницу в частоте бесплодия (р=0,003), инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) (р=0,039), бактериального вагиноза (БВ) (р=0,000) и наличия миом матки и генитального эндометриоза (р=0,009), при этом по частоте данной патологии лидировали родильницы 2-й группы (табл. 2).

Таблица 2. Частота гинекологической патологии у родильниц групп исследования

Примечание. ВЗОМТ - воспалительные заболевания органов малого таза; ИППП - инфекции, передаваемые половым путем; БВ - бактериальный вагиноз.

Неблагоприятный преморбидный фон по частоте как экстрагенитальной патологии, так и гинекологических заболеваний, чаще приводил к угрозе прерывания настоящей беременности в I (р=0,006) и во II триместрах (р=0,021) во 2-й группе. Течение беременности осложнилась у 14 (38,89%) родильниц 1-й группы и у 19 (54,29%) родильниц во 2-й группе инфекциями верхних дыхательных путей (ВДП) и острой респираторно-вирусной инфекцией (ОРВИ), р=0,193. Кроме этого, у 5 (13,89%) родильниц в 1-й группе и у 9 (25,71%) во 2-й группе (р=0,210) во время настоящей беременности выявляли ИМВП; вульво-вагинальный кандидоз (ВВК) выявлен в 1-й группе у 6 (16,67%) родильниц и во 2-й группе у 9 (25,71%), р=0,350; БВ определялся в 1-й группе у 6 (16,67%) родильниц и во 2-й группе у 18 (51,43%), р=0,001. Как видно, частота БВ как до наступления настоящей беременности, так и во время ее была статистически значимо выше у родильниц с ПР, что ухудшало течение самой беременности (рис. 1). Статистически достоверные различия между группами по частоте развития на фоне настоящей беременности бактериального вагиноза (р=0,001) повлекли за собой исследования состава микробиоты влагалища.

Рис. 1. Наличие бактериального вагиноза (БВ) в группах исследования

Мы изучили микробный фон у родильниц с БВ (табл. 3).

Таблица 3. Возбудители бактериального вагиноза (БВ) в группах

Статистически значимо чаще Gardnerella vaginae (р=0,024) и Atopobium vaginae (р=0,001) были выявлены у родильниц с ПР (2-я группа), что, несомненно, повлияло на частоту выделения лактобактерий (ЛБ). Исследования показывают, что Л Б должны составлять до 90% микробного сообщества [9, 10]. В нашем исследовании в 1-й группе L. crispatus выявлена у 80,56% (29 родильниц), во 2-й группе таких родильниц было 51,43% (18 женщин), р=0,009, что показано на рис. 2. Присутствие L. crispatus препятствует развитию патогенов [11], способствуя донашиванию беременности.

Рис. 2. Число родильниц в группах с L. crispatus

Сравнение показателей величины ферментов ЖКТ у родильниц обеих групп продемонстрировало существенную разницу только в уровне ЩФ, р=0,000 (табл. 4). При этом в 1-й группе определена корреляционная связь между амилазой и липазой (R=0,623), липазой и альфа-1-антитрипси-ном (R=0,395), а также между пепсиногеном 1 и пепсиногеном 2 (R=0,715), во 2-й группе - между пепсиногеном 1 и пепсиногеном 2 (R=0,610), ЩФ и пепсиногеном 2 (R= -0,375).

Таблица 4. Ферменты желудочно-кишечного тракта у родильниц клинических групп

Среди новорожденных в обеих группах эти же показатели отличались по уровню амилазы (р=0,002), пепсиногена 1 (р=0,000) и пепсиногена 2 (р=0,001) (табл. 5). В отличие от матерей, уровень ЩФ у новорожденных обеих групп (I и II) статистически не отличался (р=0,284). Нами не выявлено отличий между новорожденными обеих групп также в уровне альфа-1-антитрипсина (р=0,617). Полученные результаты соответствуют данным, которые были получены Г.А. Пенжояном и соавт. в 2017 г. [12].

Таблица 5. Гидролазы сыворотки крови пуповины плода

Математический анализ сравнения показателей уровня ферментов у родильниц и новорожденных соответствующих групп показал: если между родильницами 1-й группы и новорожденными I группы имеется корреляция между пепсиногеном 2 и амилазой (R=0,473), пепсиногеном 1 и липазой (R=0,362), то между 2-й группой родильниц и II группой новорожденных выявлена отрицательная связь пепсиногена 2 и ЩФ (R= -0,516), что нехарактерно для доношенных детей I группы.

Таким образом, выявлена связь между уровнем ЩФ и пепсиногеном 2 (R=-0,375) как у родильниц с ПР, так и у недоношенных детей (R=-0,516). Для родильниц с ПР характерна статистически значимая высокая частота заболеваний ЖКТ (р=0,005), а также БВ как в анамнезе (р=0,000), так и во время настоящей беременности (р=0,001). Преимущественное выделение Atopobium vaginae (р=0,001) и Gardnerella vaginae (р=0,024) во 2-й группе у родильниц с ПР коррелирует со сниженным уровнем ЩФ (R=0,372) и повышенным уровнем пепсиногена 2 у новорожденных II группы (R=0,415). Отсюда можно предположить, что между микробиотой вагалища, проявляющейся ее дисбиозом, имеется связь, подтверждаемая коэффициентами корреляции с гидролазами, которые были определены как у родильниц с ПР, так и у рожденных ими недоношенных детей.

Заключение

Учитывая, что на уровень ЩФ влияет целый ряд факторов, таких как фетоплацентарная недостаточность, преэклампсия и др. [13, 14], а ее снижение коррелирует с частотой БВ, можно считать, что гидролазы родильниц и новорожденных (ЩФ и пепсиноген 2) при ПР зависят от состояния микробиоты влагалища родильницы. Возможно, что профилактика дисбиотических состояний путем введения интравагинальных [15] или пероральных лактобактерий будет улучшать состояние микробиоты и ЖКТ, предупреждать возможное неблагоприятное воздействие материнской влагалищной микробиоты при естественных родах. Показатели гидролаз новорожденных зависят от микробиоты их ЖКТ, а также от состояния микробиоты влагалища родильниц. Нормальная беременность сопровождается взаимодействием и балансом плода и матери. Важную роль в этом играет не только микробиота влагалища, но и ферментативная активность новорожденного. Исследования в этой области необходимо продолжить, чтобы найти новые пути по профилактике ПР и стабилизации дигестивного потенциала у новорожденного, что улучшит грудное вскармливание [11].

Литература

1. Goldenberg R.L., Culhane J.F., Iams J.D. et al. Epidemiology and causes of preterm birth // Lancet. 2008. Vol. 371, N 9606. P. 75-84. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(08)60074-4

2. Delorme P., Goffinet F., Ancel P.-Y. et al. Cause of preterm birth as a prognostic factor for mortality // Obstet. Gynecol. 2016. Vol. 127, N 1. P. 40-48. DOI: https://doi.org/10.1097/A0G.0000000000001179

3. Deindl P., Diemert A. From structural modalities in perinatal medicine to the frequency of preterm birth // Semin. Immunopathol. 2020. Vol. 42. P. 377-383. DOI: https://doi.org/10.1007/s00281-020-00805-0

4. Pizzella S., El Helou N., Chubiz J. et al. Evolving cervical imaging technologies to predict preterm birth // Semin. Immunopathol. 2020. Vol. 42, N 4. P. 385-396. DOI: https://doi.org/10.1007/s00281-020-00800-5

5. Petersen L.S., Stelzer I.A., Tsai A.S. et al. Multiomic immune clockworks of pregnancy // Semin. Immunopathol. 2020. Vol. 42, N 4. P. 397412. DOI: https://doi.org/10.1007/s00281-019-00772-1

6. Blois S.M., Verlohem S., Wu G. et al. Role of galectin-glycan circuits in reproduction: from healthy pregnancy to preterm birth (PTB) // Semin. Immunopathol. 2020. Vol. 42, N 4. P. 469-486. DOI: https://doi.org/10.1007/s00281-020-00801-4

7. Bayar E., Bennett P.R., Chan D. et al. The pregnancy microbiome and preterm birth // Semin. Immunopathol. 2020. Vol. 42, N 4. P. 487-499. DOI: https://doi.org/10.1007/s00281-020-00817-w

8. Халафян А.А. STATISTICA 6. Математическая статистика с элементами теории вероятностей. Москва : Бином, 2010. 491 с. ISBN: 978-59518-0386-3.

9. Stine L. Infectiin: vaginal microbiota and infectious infertility // Nat. Rev. Urol. 2018. Vol. 15, N 3. P. 136.

10. Ding T., Schloss P.D. Dynamics and associations of microbial community types across the human body // Nature. 2014. Vol. 509, N 7500. P. 357-360.

11. Doerfiinger S.Y., Throop A.L., Herbst-Kralovetz M.M. Bacteria in the vaginal microbiome alter the innate immune response and barrier properties of the human vaginal epithelia in a species-specific manner // J. Infect. Dis. 2014. Vol. 209. P. 1989-1999. DOI: https://doi.org/10.1093/infdis/jiu0046

12. Пенжоян Г.А., Модель Г.Ю., Коротько Г.Ф. Стартовый ди-гестивный потенциал системы пищеварения новорожденного ребенка // Журнал фундаментальной медицины и биологии. 2017. № 2. С. 20-27.

13. Витебская А.В., Кулиева Б.П., Гиндис А.А., Тугаринова Г.В. В поисках гипофосфатазии (скрининг пациентов с низким уровнем щелочной фосфатазы) // Медицинский совет. 2017. № 19. С. 182-187. DOI: https://doi.org/10.21518/2079-701X-2017-19-182-187

14. Saraff V., Narayanan V.K., Lawson A.J., Shaw N.J., Preece M.A., Hogler W. A diagnostic algorithm for children with low alkaline phosphatase activities: lessons learned from laboratory screening for hypophos-phatasia // J. Pediatr. 2016. Vol. 172. P. 181-186.e1. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2016.01.045

15. Карахалис Л.Ю., Иванцив Н.С. Влияние влагалищной микробиоты на течение беременности и роды // Кубанский научный медицинский вестник. 2020. Т. 27, № 6. С. 30-43. DOI: https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-30-43

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»