От редакции

Акуш. и гин.: новости, мнения, обучение. 2017. № 3. С. 5-6.

Уважаемые читатели журнала!

2017 г. стал годом перемен по различным направлениям здравоохранения в целом и нашей с вами деятельности в частности.

7 августа был опубликован проект "Формирование здорового образа жизни", где в качестве основного приоритета обозначено снижение числа абортов на 30% за 8 лет: с 20,5 на 1 тыс. в 2017 г. до 16 в 2025 г. Отрадно, что реализация проекта базируется не на запрете абортов, а на цивилизованных подходах к этой важной и трудно решаемой проблеме.

Принципиально новым стал допуск к профессии выпускников медицинских вузов. Речь идет об аккредитации врача, окончившего медицинский вуз и получившего диплом. Впервые сдавшие госэкзамены выпускники лечебного и педиатрического факультетов проходили аккредитацию -новую процедуру оценки готовности к врачебной деятельности.

При различном отношении к этому нововведению результаты впечатляют - не все сумели подтвердить знания, полученные в вузе и достаточные для дальнейшей трудовой деятельности. Вузы готовились к аккредитации и очень строго относились к государственным экзаменам, сквозь сито которых многие не проскользнули. Они не получили дипломы, были оставлены на повторный курс обучения или вообще покинули профессию. Позицию вузов понять можно: если количество получивших диплом, но не прошедших аккредитацию будет чрезмерным, институт (факультет) может прекратить свое существование. Но, несмотря на небывалый отсев, были вы­явлены те, кто испытание аккредитацией не выдержал. В настоящее время стоит вопрос о том, что с ними будет дальше.

Второе изменение этого года - отмена интернатуры. Сразу следует сказать, что в Российском университете дружбы народов вот уже 21 год нет интернатуры по акушерству и гинекологии. Правами, данными университету, мы воспользовались в полной мере. Ученый совет согласился с доводами кафедры, что подготовить врача акушера-гинеколога за 1 год немыслимо, поскольку к настоящему времени объем знаний, необходимых для повседневной работы, требуется гораздо больший, чем могут вместить в себя 1, 2 и даже 3 года послевузовского обучения. В идеале нужно было бы сохранить субординатуру, непонятно зачем отмененную те же 20 с лишним лет назад, затем пройти интернатуру и уже по результатам обучения в них решать вопрос о дальнейшей форме послевузовского обучения. Но к настоящему времени надо признать очевидное: 2 года клинической ординатуры дают гораздо больший эффект для становления врача акушера-гине­колога, владеющего всеми необходимыми методами диагностики и лечения, с возможностью его последующего усовершенствования по любой отрасли, которая входит в нашу многогранную специальность.

И говоря о дальнейшей форме обучения, нельзя не напомнить, что журнал "Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение" подразумевает в своей аббревиатуре (НМО) еще и непрерывное медицинское образование, без которого жизнь современного врача невозможна или обречена на профессиональный провал. Философы медицины подсчитали, что к настоя­щему времени врач, чтобы удержаться на верхней планке теоретических знаний, должен про­читывать в день 17 статей по различным аспектам своей профессии. Согласитесь, это немыслимо даже теоретически. Тем важнее наличие в таких журналах, как наш, обзоров, максимально при­ближенных к первым публикациям и дающих возможность современному врачу получить пред­ставление о том, что происходит в мире, а при необходимости - погрузиться в первоисточники, дабы пополнить свои знания теми необходимыми новациями, которые в настоящее время по­являются с завидной регулярностью.

Вот поэтому особенностью 2017 г., вне всякого сомнения, стало то, что журнал, предназна­ченный для, казалось бы, сугубо образовательных целей, впервые включен в Перечень журналов Высшей аттестационной комиссии для публикации результатов кандидатских и докторских дис­сертаций. Это чрезвычайно важный момент - он предъявляет новые качественные требования к оригинальным статьям, которые должны нести пользу для целевой аудитории - для врачей акушеров-гинекологов. И они, несомненно, сыграют свою положительную роль в НМО. Главное, чтобы они были полезны и интересны как можно более широкому кругу практикующих врачей.

Изменения происходят на наших с вами глазах. На последнем Международном конгрессе (Лондон, июль 2017 г.) представитель Всемирной организации здравоохранения сообщил о за­вершении 2-летней работы комиссии по исследованию карбетоцина и дал ему рекомендации как основному утеротоническому средству в мире. И произошло это, к удивлению многих, не в силу способности данного препарата усиливать контрактильность, а... потому что он не требует хранения в холодильнике! Это радикально удешевляет использование карбетоцина прежде всего в странах Африки и Азии - всюду, где жарко! Кстати, лето 2017 г. показало, что и для Европы это актуально. Тем отраднее появление отечественного карбето­цина с той же доказанной эффективностью, но намного более дешевого. Что касается последнего обстоятельства, то более доступный по сравнению с зарубежным трактоцилом и такой же эффективный атозибан уже стал непременным атрибутом большинства родовспомогательных учреждений I уровня для транспортировки беременных с угрожающими преждевремен­ными родами в соответствующие учреждения II и III уровней, где эта терапия будет продолжена. Это яркие примеры реальной экономической эффективности и импортозамещения.

Нельзя не отметить важное событие в изменении регистрационных условий: разрешен оральный прием микронизированного прогестерона (речь идет о пероральном применении утрожестана, разрешенного после регистрации в Минздраве РФ). Другая чрезвычайно интересная новость - регистрация дидрогестерона в Нидерландах (стране-производителе) для посттрансферной поддержки в программах экстракорпорального оплодотворения: по результатам многоцентрового исследо­вания, он показал те же результаты, что и микронизированный прогестерон. Безмерно важны новые сведения о возможно­стях влияния на окно имплантации, т.е. вся та колоссальная сфера, которая относится к вспомогательным репродуктивным технологиям.

Но так или иначе основной проблемой акушеров-гинекологов было, есть и остается стабильно актуальное, впрочем, ради него и создавалась профессия, снижение материнской смертности, перинатальной заболеваемости и смертности. И этой теме посвящен достаточно большой объем журнала. Добившись снижения материнской смертности до цифр, приемлемых в ци­вилизованных странах: менее 10 на 100 тыс. живорожденных, - мы не можем забывать о том, что есть цивилизованные страны, где они вполовину меньше, и именно на резервы снижения материнской смертности должны быть направлены наши усилия.

При решении этой проблемы чрезвычайно важно не терять из виду экстрагенитальные заболевания, которые уже 8-й год удерживают и в мире, и в нашей стране 1-е место в структуре причин материнской смертности. Что же касается таких крайне важных причин, как сепсис, 2017 г. опять-таки стал переломным в самом подходе к его диагностике - и этому посвящена со­ответствующая статья этого номера. Из других больших проблем, конечно же, стоит отметить преэклампсию, поскольку смерт­ность от эклампсии не уменьшилась так резко, как смертность от кровотечений. Поэтому продолжающиеся исследования по патогенезу преэклампсии и соответствующим воздействиям на нее, а самое главное - понимание безальтернативности осмотерапии и родоразрешения при этом синдроме должны стать достоянием каждого выпускника медицинского вуза, каждого начинающего врача акушера-гинеколога.

Существуют гинекологические проблемы, которые до настоящего времени не имеют однозначного решения. К ним отно­сится самая распространенная болезнь - пролапс гениталий, который вкупе с недержанием мочи охватывает более половины женщин после 60 лет. С позиций репродуктивной медицины меняется отношение и к эндометриоидным кистам яичников. Ак­туализировалась проблема доброкачественных процессов эндометрия - в настоящее время они наиболее опасны, поскольку в структуре онкологических гинекологических заболеваний рак эндометрия вышел на 2-е место, и его профилактика должна стать одной из самых изучаемых проблем. Нужно внедрять реальные возможности для профилактики озлокачествления ги­перпластических процессов эндометрия, прежде всего исследуя аспираты из полости матки женщин с известными факторами риска, а они не изменились: ожирение, гипертоническая болезнь, диабет!

Мы надеемся, что толика знаний, необходимых каждому акушеру-гинекологу, будет получена при ознакомлении с насто­ящим номером журнала.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»