Лапароскопическая радикальная гистерэктомия после химиотерапии при местнораспространенном раке шейки матки

Резюме

Цель исследования - изучение ближайших результатов у больных местнораспространенным раком шейки матки (РШМ), пролеченных с использованием лапароскопической радикальной гисте­рэктомии после неоадъювантной химиотерапии (НАХТ).

Материал и методы. Представлены результаты исследования 81 пациентки с местнораспро­страненным РШМ, которым проведено комплексное лечение с включением НАХТ и хирургического лечения.

Результаты. Радикальная гистерэктомия после НАХТ произведена 75 (92,6%) пациенткам. Про­веден сравнительный анализ оперативных вмешательств, выполненных с использованием лапроскопического и лапаротомического доступов, показаны сходные результаты данных вмешательств.

Ключевые слова:рак шейки матки, лапароскопия, неоадъювантная химиотерапия

Акуш. и гин.: новости, мнения, обучение. 2017. № 1. С. 11-15.
DOI: 10.24411/2303-9698-2017-00011


Рак шейки матки (РШМ) занимает одно из лидирующих позиций в структуре онкологической заболеваемо­сти и смертности женщин, являясь важной медицин­ской и социальной проблемой практически во всех странах. В последние годы прослеживается неблагоприятная тен­денция повышения частоты выявления этого заболевания у молодых женщин в возрастной группе до 40 лет, а также увеличения среди них количества пациенток со стадиями Ib2-IIIb [3, 15]. Данной группе больных в основном про­водится химиолучевая терапия [16, 19, 21, 22], результаты которой являются не вполне удовлетворительными -количество рецидивов увеличивается пропорциональ­но стадии заболевания, достигая, по данным различных авторов, 54-91% [6, 17, 18].

На протяжении нескольких десятилетий иссле­дуют эффективность противоопухолевых лекарственных препаратов у больных местнораспространенным РШМ. Показано, что использование неоадъювантной химиоте­рапии (НАХТ) в ряде случаев позволяет уменьшить раз­мер опухоли и резорбцию параметральных инфильтратов, давая возможность выполнить радикальную операцию [1, 7, 13, 14].

В последние несколько десятилетий практически во всех областях хирургии, в том числе и в онкогинекологии, происходит активное внедрение лапароскопических опе­раций [11, 12, 23].

Сравнительно давно показано, что онкологические результаты радикальной гистерэктомии, выполненной при начальных стадиях РШМ, не различаются при ис­пользовании лапароскопического и лапаротомического доступов [4, 9, 12]. Исследования результатов лапаро­скопической радикальной гистерэктомии, выполненной у больных местнораспространенным РШМ после НАХТ, малочисленны и содержат разноречивые результаты.

Цель исследования - изучить ближайшие результаты лапароскопической радикальной гистерэктомии, выполнен­ной после НАХТ у больных местнораспространенным РШМ.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Данная работа представляет пилотное исследова­ние типа "случай-контроль", в которое была включена 81 больная местнораспространенным РШМ, пролеченная в отделении инновационной онкологии и гинекологии ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова" Минздрава России и ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздрава России с 2003 по 2016 г. У всех пациенток по данным гистологического исследования был верифици­рован инвазивный плоскоклеточный рак.

На первом этапе комплексного лечения исследован­ным больным проводили НАХТ, затем оценивали ее ре­зультат и при достижении резектабельности опухолевого процесса по результатам дооперационного обследова­ния (с использованием стандартных клинических мето­дов, а также ультразвукового исследования и магнитно-резонансной томографии подтверждалась полная или частичная регрессия опухоли), выполняли хирургическое вмешательство.

У 6 (7,4%) больных после проведения неоадъювантного лекарственного лечения процесс был расценен как нерезектабельный за счет недостаточной резорбции инфильтратов в параметриях или сохранения больших размеров опухоли. Этим пациенткам была проведена стандартная химиолучевая терапия по радикальной про­грамме без включения хирургического вмешательства.

Операцию произвели 75 (92,6%) пациенткам, которые для проведения ретроспективного анализа были разде­лены на 2 группы: основную составили 15 больных, про­оперированных с использованием эндовидеохирургической техники, контрольную - 60 пациенток, оперативное вмешательство которым проведено с применением лапаротомического доступа.

Возраст больных основной группы варьировал от 28 лет до 61 года, в среднем составляя 39,9±5,6 лет, в группе контроля - от 32 до 65 лет, в среднем - 46,0+11,0 лет.

По стадиям (классификация FIGO, 2009) исследо­ванные пациентки распределились следующим образ­ом: среди больных основной группы РШМ стадии IIb диагностирован у 13 (86,6%), IIIb - у 2 (13,4%) па­циенток. В контрольной группе стадия заболевания IIb была выявлена у 42 (70,0%) больных, IIIb - у 18 (30,0%). Среди пациенток, которым оперативное лече­ние не проводилось, у 4 (66,7%) отмечался РШМ стадии IIIb, у 2 (33,3%) - IIb.

До начала лечения, а также на всех его этапах паци­енткам выполнялось комплексное обследование, вклю­чавшее ультразвуковое сканирование органов малого таза. Определяли объем опухоли шейки матки на основа­нии количественной оценки данных, полученных в режи­ме статического трехмерного сканирования, с помощью программы VOCAL.

Исследованным больным проводили курс НАХТ по схеме карбоплатин AUC-6 и паклитаксел 175 мг/м2. Эф­фективность лечения определяли через 2 нед. Для это­го применяли единую систему критериев оценки ответа солидных опухолей (Response Evaluation Criteria In Solid Tumors - RECIST1.1) [2].

При достаточной резорбции новообразования вы­полняли хирургическое вмешательство. При сохранении параметральных инфильтратов или больших размеров опухоли шейки матки оперативное лечение не проводи­ли, пациентки направлялись на химиолучевую терапию по радикальной программе.

Хирургическое вмешательство выполнялось в объеме радикальной экстирпации матки Piver III (тип C2 по клас­сификации Querleu-Morrow [8, 10]). Особенности опе­ративных вмешательств, проведенных с использовани­ем лапароскопического и лапаротомического доступов, сравнивали в исследованных группах пациенток.

После получения патоморфологического описания операционного материала исследованных больных вы­являли группы риска по развитию прогрессирования за­болевания, при необходимости пациенток направляли на адъювантную лучевую терапию [20].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

81 пациентке была проведена НАХТ в запланирован­ных дозах. При оценке объема шейки матки у всех паци­енток после НАХТ выявлено уменьшение данного показа­теля, средняя разница составила 38,9±8,9 см3 (табл.1).

Полная регрессия опухоли отмечена у 4 (4,9%) паци­енток, частичная - у 77 (95,1%) (рис. 1, 2). Прогрессирования заболевания после курса НАХТ не отмечено. 75 (92,6%) пациенткам проведено радикальное хирургиче­ское лечение, у 6 (7,4%) больных, несмотря на выражен­ный местный эффект в виде уменьшения размеров опухо­ли, процесс был расценен как нерезектабельный за счет недостаточной резорбции инфильтратов в параметриях. Эти пациентки были отправлены на химиолучевую тера­пию по радикальной программе.

Оперативное лечение выполняли в объеме радикаль­ной гистерэктомии Piver III [8] (тип C2 по классификации QuerLeu-Morrow [10]) (рис. 3), используя лапароскопиче­ский (основная группа) или лапаротомический доступы (группа контроля). У пациенток репродуктивного возрас­та проводили транспозицию яичников в верхние отделы брюшной полости (на уровне нижних полюсов почек). Сравнение результатов оперативных вмешательств пред­ставлено в табл. 2.

Продолжительность радикальной гистерэктомии, вы­полненной из лапаротомического доступа, оказалась до­стоверно ниже таковой при использовании лапароско­пии, составляя 154,2+6,2 и 270,5+21,9 мин соответственно (р<0,05). Объем кровопотери в группе больных, проопе­рированных лапароскопически, был достоверно ниже, чем среди пациенток, подвергнутых оперативному вмеша­тельству открытым способом (234,6±37,6 и 738,5±47,4 мл соответственно, р<0,05). Продолжительность госпитали­зации была выше в группе пациенток, оперированных лапаротомическим доступом (см. табл. 2).

Интраоперационных осложнений в обеих группах пациенток не отмечено. В послеоперационном периоде у всех пациенток основной группы и у 15 (25,0%) пациен­ток группы контроля наблюдалась атония мочевыводящих путей. Лечение проводили консервативным способом, функция мочевого пузыря полностью восстанавливалась во всех случаях.

При гистологическом исследовании операционного материала у всех прооперированных пациенток обеих ис­следованных групп обнаружена остаточная опухоль в шей­ке матки с признаками лечебного патоморфоза I-III-й степени, отсутствовали опухолевые клетки по линии от­сечения влагалища и параметриев (R0). Количество та­зовых лимфоузлов было примерно одинаковым в обеих группах пациенток, варьируя от 7 до 12 с каждой сторо­ны. У 7 (46,7%) больных основной группы и у 30 (50%) па­циенток группы контроля выявлены метастазы в тазовых лимфоузлах. Длина удаленных крестцово-маточных свя­зок и параметриев, а также влагалищной манжеты в ис­следованных группах пациенток не различалась.

После хирургического лечения пациенток, относящих­ся к группам высокого и среднего риска прогрессирования заболевания, направляли для проведения адъювантной лучевой терапии [20]. Среди прооперированных больных 72 (96,0%) потребовалось проведение адъювантной луче­вой терапии, 3 пациентки с полной резорбцией опухоли (4,0%) в адъювантном лечении не нуждались. По данным некоторых авторов [5], сочетание хирургического и лу­чевого воздействия на ткани малого таза приводит к трофическим нарушениям и, как следствие, к повышенной вероятности образования свищей. За период наблюдения в обеих группах пациенток после проведенного комплекс­ного лечения формирования свищей не отмечено.

Таким образом, среди исследованных больных местно-распространенным РШМ после НАХТ радикальное оператив­ное лечение удалось произвести в 75 из 81 случаев (92,6%).

При сравнении результатов операций, выполнен­ных с использованием лапароскопического доступа и лапаротомии, выявлено, что гистопатологические по­казатели (количество лимфоузлов, уровень удаления связочного аппарата, длина влагалищной манжеты, отсечение в пределах неизмененных тканей) досто­верно не отличались в различных группах пациенток. При этом в группе больных, оперированных с приме­нением лапароскопии, отмечено сокращение объема кровопотери и уменьшение времени госпитализации, что позволило в более короткие сроки достигнуть реа­билитации пациенток и начать, при необходимости, адъювантное лечение.

Техническая сложность выполнения хирургического вмешательства с использованием лапароскопическо­го доступа у больных после НАХТ определяет важность высокой квалификации хирургов, анестезиологов и осна­щенности медицинского учреждения.

Несомненно, требуются дальнейшие исследова­ния для сравнительной оценки отдаленных результатов у больных местнораспространенным РШМ, пролеченных с использованием НАХТ и оперативного вмешательства, выполненного с использованием эндовидеохирургического оборудования и традиционного лапаротомического доступа. Полученные данные позволяют предположить, что дальнейшая разработка и применение исследуемых методов в комплексной терапии больных местнораспространенным РШМ позволит улучшить отдаленные резуль­таты лечения этих пациенток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Benedetti Panici P., Bellati F., Manci N., Pernice M. et al. Neoadjuvant chemotherapy followed by radical surgery in patients affected by FIGO stage IVA cervical cancer // Ann. Surg. Oncol. 2007. Vol. 14, N 9. P. 2643-2648.

2. Eisenhauer E.A., Therasse P., Bogaerts J., Schwartz L.H. et al. New response evaluation criteria in solid tumours: revised RECIST guideline (version 1.1) // Eur. J. Cancer. 2009. Vol. 45, N 2. P. 228-247.

3. Ferlay J., Shin H.R., Bray F., Forman D. et al. Estimates of worldwide burden of cancer in 2008: GLOBOCAN 2008 // Int. J. Cancer. 2010. Vol. 127, N 12. P. 2893-2917.

4. Jennings T.S., Dottino P., Rahaman J., Cohen C.J. Results of selective use of operative laparoscopy in gynecologic oncology // Gynecol. Oncol. 1998. Vol. 70, N 3. P. 323-328.

5. Landoni F., Sartori E., Maggino T., Zola P. et al. Is there a role for postoperative treatment in patients with stage Ib2-IIb cervical cancer treated with neo-adjuvant chemotherapy and radical surgery? An Italian multicenter retrospective study // Gynecol. Oncol. 2014. Vol. 132, N 3. P. 611-617.

6. Limbergen V. Научно-обоснованные рекомендации по проведению лучевой терапии при раке шейки матки. М., 2009. С. 11-27.

7. Moore D.H. Neoadjuvant chemotherapy for cervical cancer // Expert. Opin. Pharmacother. 2003. Vol. 4, N 6. P. 859-867.

8. Piver M.S., Rutledge F., Smith J.P. Five classes of extended hysterectomy for women with cervical cancer // Obstet. Gynecol. 1974. Vol. 44, N 2. P. 265-272.

9. Querleu D., Leblanc E., Martel P., Ferron G. et al. [Lymph node dissection in the surgical management of stage I endometrial carcinomas] // Gynecol. Obstet. Fertil. 2003. Vol. 31, N 12. P. 1004-1012.

10. Querleu D., Morrow C.P. Classification of radical hysterec­tomy // Gynecol. Oncol. 2009. Vol. 115, N 2. P. 314-315; author reply 315-316.

11. Salicru S., Gil-Moreno A., Montero A., Roure M. et al. Laparoscopic radical hysterectomy with pelvic lymphadenectomy in early invasive cervical cancer // J. Minim. Invasive Gynecol. 2011. Vol. 18, N 5. P. 555-568.

12. Terai Y., Tanaka T., Sasaki H., Kawaguchi H. et al. Total laparoscopic modified radical hysterectomy with lymphadenectomy for endometrial cancer compared with laparotomy // J. Obstet. Gynaecol. Res. 2014. Vol. 40, N 2. P. 570-575.

13. Ашрафян Л.А., Антонова И.Б., Алешикова О.И., Доброволь­ская Н.Ю. Хирургический этап как один из основных ком­понентов в лечении рака шейки матки IIb-IIIb стадий // Рос. онкол. журн. 2007. № 3. C. 21-25.

14. Ашрафян Л.А., Антонова И.Б., Алешикова О.И., Добро­вольская Н.Ю. и др. Диагностические критерии и факторы прогноза эффективности неоадъюванной химиотерапии местно-распространенного рака шейки матки (IIb-IIIb стадии) // Опухоли женской репродуктивной системы. 2007. № 4. C. 63-71.

15. Ашрафян Л.А., Антонова И.Б., Басова О.И., С.В. Ивашина и др. Возможные пути реорганизации первичной медико-санитарной помощи в гинекологии в аспекте эффектив­ной ранней диагностики рака репродуктивных органов // Опухоли женской репродуктивной системы. 2008. № 4. C. 57-63.

16. Винокуров В.Л. Рак шейки матки, тела матки и яичников: итоги и перспективы исследований в ЦНИРРИ МИНЗДРА­ВА РФ // Вопр. онкол. 2003. Т. 49, № 5. С. 656-662.

17. Горбунова В.В. Оптимизация сочетанной лучевой терапии местнораспространенного рака шейки матки и рециди­вов рака яичников с химиотерапией в терапевтическом режиме. М., 2002.

18. Кандакова Е.Ю. Сочетанная лучевая терапия местнораспространенного рака шейки матки у больных репродук­тивного возраста в условиях индукционной полихимиоте­рапии. М., 2001.

19. Костромина К.Н. Современная стратегия лучевого лече­ния больных раком шейки матки. Обнинск, 2002.

20. Кравец О.А., Кузнецов В.В., Морхов К.Ю., Нечушкина В.М. и др. Клинические рекомендации по диагностике и лечению рака шейки матки. М., 2014.

21. Кравец О.А., Марьина Л.А., Чехонадский В.Н., Русанов А.О. Лучевая терапия местнораспространенного рака шейки матки . М ., 2002.

22. Крикунова Л.И. Лучевая терапия рака шейки матки // Практическая онкол. 2002. Т. 3, № 3. C. 194-199.

23. Хатьков И.Е., Барсуков Ю.А., Атрощенко А.О., Алиев В.А. и др. История развития лапароскопической хирургии // Онкол. колопроктология. 2012. № 2. С. 35-40.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»