Основные задачи современного акушерства и гинекологии - снижение материнской заболеваемости и смертности, а также улучшение основных качественных показателей службы родовспоможения.
По заключению ВОЗ (2007), 88-98 % случаев материнской смертности могли быть предотвращены с помощью соответствующих своевременно принятых мер и новых достижений медицины.
Если рассчитать индекс здоровья беременных, окажется, что в лучшем случае 40 % всех беременных женщин вынашивают беременность без осложнений, т. е. на фоне полного здоровья. По данным В. Е. Радзинского и соавт. [1], в Москве беременные с экстрагенитальными заболеваниями (ЭГЗ) составляют 58,6-75,3 % [3].
Попытки решить проблему ЭГЗ беременных уже предпринимались: так, в нормативных документах Минздрава СССР госпитализация женщин с ЭГЗ предусматривала нахождение до 20 нед беременности в профильных стационарах. Увы, эта цифра не превышала 30 %, а большинство этих женщин находились в отделениях патологии беременных [2].
Поворотным моментом стало создание в 2009 г. Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи (Минюст РФ, № 15 922), предусматривающего оказа- ние помощи при ЭГЗ в специализированных отделениях учреждений здравоохранения (Приказ МЗСР РФ № 808н, 2009), но до настоящего времени он внедряется с трудом.
Профильные отделения (терапевтические, кардиохирургические, урологические, эндокринологические, гематологические) оказались не готовы к приему и лечению беременных женщин, поэтому и по сей день основная часть беременных с ЭГЗ получают лечение в отделениях патологии беременности родовспомогательных учреждений [2].
Анемия - основная проблема перинатологии во всем мире. Несмотря на неизменный интерес и достижения во внедрении новых железосодержащих препаратов, ни одно оздоровительное мероприятие в масштабах регионов или целой страны не привело к решению даже отдельных вопросов этого международного междисциплинарного мультифакторного аспекта ухудшения здоровья женщин до и, особенно, во время беременности.
Анемия беременных как кислороддефицитное состояние является наиболее удачной клинической моделью для изучения различных аспектов действия гипоксии на организм матери и плода. Следствием общих гемодинамических нарушений в организме беременной с анемией является изменение маточного кровообращения, в ранние сроки беременности приводящее к изменениям в спиральных артериях и развитию первичной фетоплацентарной недостаточности [4, 5]. Развитие беременности у женщин с анемией сопряжено с высокой частотой угрозы прерывания беременности, преждевременным излитием околоплодных вод, слабостью родовой деятельности, а также кровотечениями в раннем послеродовом периоде. Так, если в популяции несвоевременное излитие вод наблюдается у 8-15 % беременных, то при анемии эта цифра достигает 37 %, а при аномалиях родовой деятельности - 24 % [6]. Влияние анемии на кровотечения в родах оказалось неожиданным, хотя и предсказуемым: частота их у женщин с анемией по сравнению с популяционными данными увеличивается недостоверно, а вот величина кровопотери обратно пропорциональна содержанию гемоглобина.
К сожалению, проводимая во время беременности терапия железосодержащими препаратами различных производителей в несопоставимых ценовых диапазонах дает практически одинаковый - неудовлетворительный с позиций перинатологии - эффект.
Возможными причинами этого могут быть:
- - запаздывание лечебных мероприятий - начало лечения после 20 нед;
- - нарушения формирования плацентарного ложа и ранней плаценты вследствие анемической ангиопатии;
- - иммунная недостаточность у женщин с циркуляторным гипоксическим синдромом;
- - дефицит аминокислот и белков-предшественников для синтеза белковой субъединицы гемоглобина.
Эти и другие обстоятельства в профилактике и лечении перинатальных осложнений у новорожденных от матерей с анемизирующим синдромом наряду с отсутствием единых стандартов диагностики анемии, а главное - лечения ее, актуализируют необходимость решения ряда вопросов, и основными из них мы считаем:
- - сроки начала лечения;
- - оптимальный комплекс оздоровительных факторов (медикаментозное и немедикаментозное лечение);
- - критерии эффективности терапии;
- - особенности родоразрешения женщин с анемией.
Цель исследования - профилактика плацентарной недостаточности и перинатальных осложнений у беременных с анемией.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В рамках исследования проведен анализ течения и исхода настоящей беременности 60 пациенток с анемией II степени тяжести в зависимости от срока начала лечения. Все пациентки были разделены на 2 экспериментальные группы: 35 беременных со сроком 6-9 (1-я группа) и 25 - со сроком 17-20 нед гестации (2-я группа). Контрольную группу составили 15 пациенток без анемии с неосложненным течением беременности.
Критерием включения послужил диагноз анемия, предшествующая данной беременности и подтвержденная терапевтом, при наличии двух и более сопутствующих ЭГЗ. Выбор основного заболевания определялся его тяжестью.
С момента выявления анемии пациентки получали препарат Сорбифер® Дурулес® до нормализации уровня гемоглобина и медикаментозную профилактику плацентарной недостаточности (ПН) (в сроках 14-16, 20-22, 30-32 нед) в виде метаболического комплекса: диета (полноценный белок, олигопептиды, полиненасыщенные жирные кислоты), сумма токоферолов, терапия по сохранению беременности.
Разработана программа исследований, предусматривающая проведение клинико-статистического анализа комплекса биохимических, ультразвуковых исследований, оценки состояния здоровья новорожденных и математической обработки полученных результатов.
Клиническую оценку состояния здоровья женщин проводили с помощью разработанной нами статистической карты. Анемию выявляли совместно с профильными специалистами в результате комплекса клинических, лабораторных и функциональных исследований по специально разработанной программе. Состояние новорожденного в раннем неонатальном периоде оценивали совместно с неонатологом. Оценку состояния новорожденного проводили по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах жизни. По историям новорожденных анализировали течение раннего неонатального периода. Для выявления степени поражения центральной нервной системы оценивали неврологический статус новорожденных.
Лабораторная диагностика анемии основывалась на определении содержания гемоглобина и сывороточного железа.
Ультразвуковое исследование, включавшее фетои плацентометрию, проводили на аппарате "Medison Sono Aec 8800" (Южная Корея). При допплерометрическом исследовании оценивалась выраженность гемодинамических нарушений в маточных (МА), спиральных артериях (СА) и радиальных артериях (РА) с определением индекса резистентности (ИР) и пульсационного индекса (ПИ).
Математическую обработку полученных результатов проводили с помощью многофакторного корреляционнорегрессионного анализа. Для создания базы данных и обработки статистического материала использовался персональный компьютер. В качестве основного программного обеспечения выбран пакет модулей для статистической обработки данных Statistica для Windows, Release 9.0 компании StatSoft Inc., США (2010).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Клинико-статистический анализ состояния соматического и репродуктивного здоровья обследованных пациенток показал, что в целом группы были сопоставимы по основным анализируемым параметрам. Возраст пациенток варьировал от 22 до 37 лет (средний возраст составил 27,5±5,3 года). 17 (48,6 %) пациенткам 1-й группы и 13 (52 %) 2-й предстояли первые роды, 18 (51,4 %) и 12 (48 %) пациенткам 1-й и 2-й групп соответственно - повторные.
При объективной оценке телосложения было выявлено, что средняя масса тела пациенток составляла 65,6±9,2 кг, средний рост в обеих группах - 165,9±6,2 см (p<0,05).
Помимо анемии у 53 (88,3 %) беременных обеих групп диагностированы заболевания сердечно-сосудистой системы [соответственно у 6 (17,1 %) в 1-й и у 4 (16 %)], хронический тонзиллит [у 6 (17,1 %) в 1-й и у 4 (16 %) во 2-й группе], хронические бронхолегочные заболевания [у 2 (5,7 %) в 1-й и у 2 (8 %) во 2-й группе], заболевания щитовидной железы [у 2 (5,7 %) и 3 (12 %)], заболевания мочевыделительной системы (хронический цистит, хронический пиелонефрит) [у 17 (48,6 %) и у 10 (40 %) пациенток 1-й и 2-й групп соответственно].
Гинекологические заболевания были обнаружены у 29 (48,3 %) пациенток из обеих групп, причем преобладали воспалительные заболевания придатков - у 19 (54,3 %) пациенток 1-й и у 11 (44 %) пациенток 2-й группы. Перечисленные соматические и гинекологические заболевания и осложнения акушерско-гинекологического анамнеза создавали неблагоприятный фон для развития беременности, вызывая отклонения в течении гестации.
При изучении течения беременности было установлено, что угроза прерывания беременности достоверно чаще встречалась во 2-й группе - 9 (36 %) по сравнению с 10 (28,6 %) в 1-й (p<0,05). Течение беременности осложнилось гестозом у 8 (32 %) пациенток 2-й группы, в то время как в 1-й группе гестоз был диагностирован у 4 (11,4 %). Роды через естественные родовые пути произошли у 29 (82,9 %) в 1-й и у 17 (68 %) женщин 2-й группы. При изучении осложнений родов было установлено, что у подавляющего большинства диагностировано преждевременное излитие околоплодных вод: у пациенток 2-й группы данное осложнение встречалось достоверно чаще, чем в 1-й: 5 (20 %) и 2 (8 %) соответственно (p<0,05).
Кесарево сечение (КС) в экстренном порядке было проведено 8 пациенткам (13,3 % от общего числа оперированных): из них 3 (8,6 %) в 1-й и 5 (20 %) - во 2-й группе. Основанием для экстренного родоразрешения путем операции КС были декомпенсация ПН [3 (8,6 %) и 3 (12 %) беременных соответственно], осложнение родов первичной слабостью родовой деятельности [у 1 (4 %) пациентки], клинический узкий таз [у 1 (4 %) пациентки].
2 (5,7 % от общего числа оперированных) пациенткам 1-й и 4 (16 % от общего числа оперированных) 2-й группы КС выполнялось в плановом порядке (миопия высокой степени, ретинопатия, неполноценный рубец на матке после КС, относительно крупные размеры плода при тазовом предлежании).
Эти цифры лишь обозначают тенденции, однако достоверных отличий от здоровых беременных женщин у пациенток экспериментальных групп не обнаружено, что зачастую приводит к недооценке риска сочетания анемии и осложнений беременности в динамике ее развития.
Комплексная метаболическая терапия положительно повлияла на клиническое течение беременности. Об этом свидетельствует быстрая нормализация общего состояния, исчезновение у беременных признаков угрозы прерывания беременности. На фоне лечения у пациенток обеих групп повышался уровень гемоглобина. Более того, при назначении терапии на ранних сроках беременности (1-я группа) повышение было более выраженно. Если до лечения уровень гемоглобина в 1-й группе в среднем составлял 86,5±1,5, то после он составил 110,5±1,5 г/л.
У пациенток 2-й группы, получавших терапию со II триместра, показатели гемоглобина на протяжении всей беременности существенно не различались и в среднем составляли 90,5±1,3 г/л. В 1-й группе после лечения прирост среднего уровня гемоглобина по отношению к исходному составил 23,2 г/л, сывороточного железа - 11,6 мкмоль/л, тогда как во 2-й группе значительной положительной динамики в показателях красной крови не отмечено: прирост уровня гемоглобина составил 5 г/л, а уровень сывороточного железа оставался практически на исходном уровне.
Таким образом, из представленных данных следует, что при анемии результаты лечения демонстрировали тенденцию изменений показателей периферической крови в отличие от здоровых беременных, учитывая, что основной целью проводимой терапии было не повышение уровня гемоглобина и количества эритроцитов, а профилактика и лечение ранних признаков ПН у беременных с анемией.
Эффективность комплексной метаболической терапии определялась нормализацией компенсаторных процессов в тканях материнского и плодового организмов, что способствовало созданию оптимальных условий для функционирования системы "мать-плацента-плод".
Это подтверждается результатами допплерометрических исследований. Результаты лечения оценивались по динамике ультразвуковых показателей.
У всех женщин с анемией на протяжении беременности зафиксированы изменения маточно-плацентарного кровотока, вероятно, вследствие ангиопатии сосудов, предшествующей беременности. В 1-й группе выявлено ухудшение показателей маточно-плацентарного кровотока: достоверное увеличение индекса резистентности (ИР) в радиальных артериях и снижение индекса пульсации (ИП) в МА и СА, причем в СА ИП был самым низким. Во 2-й группе у всех беременных также диагностированы изменения допплерометрических показателей - в МА достоверное снижение ИП и увеличение ИР. Вместе с тем у пациенток, получавших лечение с ранних сроков гестации, в 2,5 раза реже визуализировалась отслойка хориона, чем в группе сравнения. Отмечалось повышение периферического сосудистого сопротивления в динамике всего I триместра беременности. ИР МА увеличивался с 0,83±0,008 до 1,29±0,019 в 6-9 нед и с 0,66±0,00 до 0,83±0,017 в 17-20 нед. ИП РА статистически достоверно отличался у пациенток, получавших лечение с ранних сроков беременности, от аналогичных показателей репрезентативной группы на протяжении всего I триместра беременности и также характеризовался постепенным повышением от 0,64±0,016 до 1,14±0,021 в 6-9 нед и от 0,48±0,005 до 0,76 ±0,001 в 17-20 нед. При исследовании кровотока в СА у пациенток, получавших лечение с ранних сроков беременности, сохранялись основные закономерности изменения периферического сосудистого сопротивления.
ИР СА повышался от 0,59±0,014 до 0,74±0,011 в 6-8 нед беременности и от 0,38±0,013 до 0,72±0,007 в 17-20 нед.
После курса комплексной метаболической терапии у пациенток исследуемых групп было отмечено значительное улучшение данных допплерометрии: в 1-й группе показатели маточно-плацентарного кровотока повысились на 34, а во 2-й - на 20 %.
Таким образом, профилактика и лечение ранней ПН у женщин с анемией позволили восстановить физиологическое повышение диастолического компонента кровотока, характерного для периода гестационных изменений СА, обусловленных второй волной эндоваскулярной миграции трофобласта.
Не меньший интерес представило исследование плацентарных белков в крови беременных. При назначении терапии с ранних сроков беременности происходило значительное (р<0,05) нарастание трофобластического α-глобулина с 27,2 до 68,5 мкг/мл к 17-20-й неделям.
Динамика изменений концентрации α-2-микроглобулина фертильности (АМГФ) у пациенток, получавших лечение с ранних сроков, соответствовала аналогичным показателям при неосложненном течении беременности, и если показатели АМГФ в данной группе не достигали контрольных значений, то были достоверно выше, чем в репрезентативной группе (40,1 и 36,5 нг/мл соответственно, в контрольной группе - 43,2 нг/мл). Что касается плацентарного а-1-микроглобулина, то в результате проведенного с ранних сроков беременности лечения отмечено достоверное снижение уровня этого белка в 2 раза по сравнению с репрезентативной группой с 35 до 17,4 нг/мл к началу II триместра.
После комплексной метаболической терапии произошло улучшение компенсаторно-защитных возможностей плода и новорожденного, это отразилось в более высокой оценке по шкале Апгар. У новорожденных от матерей, получавших терапию со II триместра, оценка по шкале Апгар составляла на 1-й минуте жизни 7,3±1,4 балла, на 5-й минуте 7,7±1,2 балла, в то время как у новорожденных от матерей, получавших терапию с ранних сроков беременности, - на 1-й минуте жизни - 7,8±0,6 балла, на 5-й минуте - 8,5±0,7 балла (р<0,05). Частота асфиксии новорожденных в 1-й группе составила 1,3 %, а во 2-й - 5,3 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, патогенетически обоснованный комплекс мероприятий с ранних сроков беременности, включающий медикаментозную коррекцию нарушений фетоплацентарного гомеостаза в сочетании с антианемическим лечением позволил компенсировать хроническую недостаточность плацентарного ложа и плаценты. Клинически это проявлялось в уменьшении частоты осложнений в ранние и поздние сроки беременности, а также в родах.
Убедительными критериями эффективности предложенных мероприятий стало снижение перинатальной заболеваемости в 1,6 раза.
У беременных с анемией в комплекс лечения ПН должен быть включен препарат Сорбифер® Дурулес®, содержащий 100 мг двухвалентного железа и 60 мг аскорбиновой кислоты. Как показали полученные данные, комбинированный препарат Сорбифер® Дурулес® оказался высокоэффективным в комплексном лечении анемии беременных и профилактике ранней и поздней ПН. Он хорошо переносится беременными и практически не вызывает побочных реакций.
Лечебная эффективность препарата Сорбифер® Дурулес® подтверждена как клиническими данными, так и результатами лабораторных исследований. В результате лечения у 60 женщин был получен хороший перинатальный эффект - снижение перинатальной заболеваемости до популяционных цифр. Вероятно, резервом следует считать выполнение рекомендаций ВОЗ (2004) о профилактике и лечении анемии у беременных с началом I триместра беременности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радзинский В.Е., Семятов С.Д., Тотчиев Г.Ф., Шишкин Е.А. Табакокурение и беременность // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. 2009. № 7. С. 334-340.
2. Апресян С.В. Гестационные осложнения и пути их профилактики у женщин с экстрагенитальными заболеваниями : автореф. дис. - д-ра мед. наук. М., 2012. 49 с.
3. Паенди О.Л., Оразмурадов А.А., Князев С.А., Апресян С.В. Особенности течения беременности при некоторых экстрагенитальных заболеваниях (анемия, пиелонефрит, артериальная гипертензия) // Вестн. РУДН. 2012. № 5. С. 515-524.
4. Радзинский В.Е., Оразмурадов А.А. Ранние сроки беременности. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009. С. 307-309.
5. Паенди О.Л., Оразмурадов А.А. Гипербарическая оксигенация в комплексном лечении беременных с анемией // Фундамент. исследования. 2014. № 4. С. 335-337.
6. Рокотянская Е.А., Мясоедова С.Е., Назаров С.Б., Посисеева Л.В. Особенности показателей оксида азота и других эндотелиальных факторов гемостаза у беременных с анемией во втором триместре гестации // Вестн. новых мед. технологий. 2009. Т. ХVI, № 1. С. 92-93.