Непрерывное медицинское образование - основа повышения квалификации врачей

Непрерывное медицинское образование (НМО) - термин, прочно входящий в жизнь медицинского сообщества. Законы, действующие в нашей стране, уже констатируют, что вся система образования должна обеспечивать его непрерывность. Так, согласно ст. 10 Федерального закона № 273 "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., под непрерывностью понимается образование в течение всей жизни. В ст. 82 этого же закона, относящейся к медицинскому образованию, написано, что профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования должны "обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации" работников. Это положение касается всех образовательных программ для медработников, как основных, так и дополнительных.

У основных профессиональных программ (а это обучение в вузе или ординатуре), постоянность обучения обеспечена по умолчанию, так как эти программы непрерывны во времени. 6 лет надо проучиться в вузе, а затем еще несколько лет в ординатуре для получения специальности.

Остается нерешенным серьезный вопрос: как обеспечить непрерывность и постоянность обучения уже практикующих специалистов по программам повышения квалификации (это вторая разновидность дополнительных образовательных программ). Обучение по программам повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет, обусловленное необходимостью обновления сертификата не является постоянным и непрерывным. Из этого следует, что термин "НМО" наиболее актуален для применения к программам повышения квалификации в рамках одной и той же специальности. Для полноты картины можно добавить, что за разработку типовых (или примерных) программ повышения квалификации по специальностям отвечает Минздрав России (это указано в ст. 82 ранее упомянутого закона об образовании). Важный аспект - обучение по программам повышения квалификации обязательно для медицинских работников, что регламентирует ст. 73 отраслевого закона № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". А профессиональные некоммерческие организации (или, как мы их привыкли называть, профессиональные сообщества), согласно ст. 76 этого же закона, могут "принимать участие в разработке программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников". Таким образом, опираясь на действующую законодательную базу, непрерывное медицинское образование можно определить как обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей профессиональной жизни. При этом программы повышения квалификации по специальностям разрабатываются Минздравом России с участием образовательных учреждений высшего и дополнительного медицинского образования, соответствующих профессиональных обществ и их объединений.

Наши коллеги за рубежом понимают под НМО практически то же самое - постоянный процесс повышения квалификации специалистов, который направлен на улучшение результатов лечения пациентов и повышение безопасности медицинской помощи. Продолжаться этот процесс должен в течение всей профессиональной жизни. Сегодня во многих странах применяется не только термин "НМО", но и "непрерывное профессиональное развитие", или НПР. При этом подразумевается, что понятие "НПР" несколько шире, чем НМО - и включает, кроме совершенствования профессиональных знаний и умений по своей специальности, получение дополнительных компетенций, например, по управлению качеством медицинской помощи, разработке клинических рекомендаций, управлению отделением и др.

На сегодняшний день в России есть серьезные предпосылки для эффективной модернизации системы последипломного медицинского образования. Во-первых, это готовность и желание профессиональных медицинских обществ по специальностям активно заниматься образованием и повышением квалификации медицинских работников. Эти общества, возглавляемые ведущими специалистами страны - А.А. Барановым, В.Т. Ивашкиным, Н.А. Мухиным, Е.Л. Насоновым, В.И. Покровским, В.И. Серовым, А.Г. Чучалиным, Н.Д. Ющуком и др., сделали самое главное - подготовили контент (содержание) того, что должны знать врачи по своей специальности. За последние 5 лет общества разработали и постоянно обновляют кли- нические рекомендации и Национальные руководства по более чем 50 специальностям, издают образовательные журналы, подготовили электронный информационнообразовательный портал для обучения врачей "Консультант врача", где размещены основанные на доказательной медицине современные информационно-образовательные ресурсы. В настоящее время продолжается работа по созданию мультимедийных электронных образовательных модулей для непрерывного медицинского образования.

Врач, обучаясь по такому модулю, сможет не только услышать лектора, но и увидеть, как развиваются патологические процессы в организме, проследить ход операции, ответить на тестовые вопросы, чтобы оценить, насколько он усвоил материал. Отработка практических умений возможна путем освоения врачом курсов симуляционного обучения. Можно с уверенностью сказать, что в здравоохранении по сравнению с другими отраслями экономики, профессиональные общества гораздо активнее, что значительно облегчит внедрение программ НМО.

Во-вторых, это активное внедрение в отрасли современных информационных технологий, что позволит реализовать обучение медицинских работников на новом технологическом уровне. Например, только за 2012 г. в медицинские организации страны поставлено более 286 тыс. единиц компьютерной техники, количество локальных медицинских сетей выросло в 3,5 раза. Министр здравоохранения России В.И. Скворцова сообщила, что к декабрю 2013 г. до 25% рабочих мест врачей первичного звена были полностью компьютеризированы с выходом в Интернет: поэтапное внедрение компьютерного рабочего места врача с возможностями дистанционного непрерывного образования, телеконсультаций с коллегами, помощи в принятии решений, а также уменьшением объема бумажного документооборота позволяет помимо всего прочего повысить качество медицинской помощи и снизить количество врачебных ошибок. 7 мая 2012 г. Президент РФ Владимир Путин подписал важнейшие для отрасли указы - № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". Главное в этих указах - в них поставлена четкая цель по улучшению здоровья населения: увеличить к 2018 г. ожидаемую продолжительность жизни российских граждан с нынешних 70 до 74 лет. Сегодня более 80% причин смертей в РФ предотвратимы методами профилактики и своевременного лечения, следовательно, во многом достижение этой цели ляжет на плечи здравоохранения, а значит, и медицинских работников. Поэтому важно, что в этих же указах обозначены и основные направления движения вперед: увеличение ежемесячной оплаты труда врачей в 2 раза, а средних медицинских работников - до уровня средней зарплаты в регионе; решение вопросов по лекарственному обеспечению населения, развитие профилактического направления в медицине и др. Особый акцент сделан на необходимости разработки и реализации в каждом субъекте РФ программ по повышению квалификации медицинских кадров, проведению их аттестации и поэтапному устранению дефицита кадров. Для реализации поставленных в указах задач были подготовлены соответствующие документы, в том числе распоряжения Правительства № 2511-р от 24.12.2012 и № 614-р от 15.04.2013, которыми соответственно были утверждены государственная программа РФ "Развитие здравоохранения" и комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 г. Год назад, на заседании президиума Госсовета, в июле 2013 г., Владимир Владимирович Путин вновь вернулся к теме подготовки медицинских кадров, повышения их квалификации, подчеркнув, что медицина - это не сфера обслуживания в виде медицинских услуг, а искусство врачевания.

Важным шагом в реализации подпрограммы № 7 "Развитие кадрового потенциала" Программы развития здравоохранения стало создание Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (Приказ Минздрава № 82 от 18.02.2013). Контроль над деятельностью этого Совета осуществляет лично министр Вероника Игоревна Скворцова, а возглавляют его заместитель министра здравоохранения Игорь Николаевич Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Леонид Михайлович Рошаль. В составе Совета более 40 членов - представители Минздрава России, руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, специалисты в области отечественной медицинской науки и образования. По решению VI заседания Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2014 "в целях координации работ по развитию непрерывного медицинского образования между государственными образовательными организациями, подведомственными Минздраву России и Минобрнауки России", в состав Координационного совета включен декан медицинского факультета Российского университета дружбы народов А.Ю. Абрамов.

Перед Координационным советом стоит серьезная задача - модернизировать систему повышения квалификации российских врачей, сделать ее по-настоящему непрерывной, инновационной, гибкой и отвечающей запросам практического здравоохранения. В 2013 г. Совет разработал документы, заложившие фундамент нормативной базы для НМО, требования к программам повышения квалификации, образовательным материалам и мероприятиям.

Ключевым моментом развития НМО станет возможность получать обучение не только дискретными (прерывистыми циклами) в ГОУ, но и по месту проживания путем внедрения дистанционных технологий. Самостоятельное обучение также будет учитываться - это и чтение обязательной литературы, журналов, самостоятельное изучение электронных образовательных модулей. Все это позволит оптимально использовать время врача и проводить обучение в удобное для него время и по месту проживания. Однако прежде, чем внедрять новую модель образования по всей стране, Координационный совет принял решение о проведении пилотного проекта в нескольких регионах, что позволит детально отработать механизмы и возможные риски повсеместной реализации НМО. Согласно Приказу Минздрава России от 11.11.2013 № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций", в пилотном проекте по отработке новой модели непрерывного образования участвуют 15 государственных образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, также одобрено участие в модели дополнительно 3 организаций (письмо Минздрава России от 11.03.2014. № 162/10/2-1538). Общее количество специалистов, изъявивших желание принять участие в проекте, составило 735 человек.

По словам директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава

России Т.В. Семеновой, в I квартале 2014 г. зачислены на обучение и получили коды доступа к порталу Координационного совета sovetnmo.ru 540 человек, активно используют ресурсы портала - 291 человек. Всего в проекте участвуют 15 профессиональных обществ, среди них: Российское научное медицинское общество терапевтов, Союз педиатров России, Ассоциация врачей общей практики, Российское общество организаторов здравоохранения и другие. С февраля по июль 2014 г. они провели для врачей более 80 мероприятий и разместили на портале Координационного совета sovetnmo.ru 63 электронных модуля для дистанционного обучения. Все указанные мероприятия и материалы удовлетворяют специальному набору требований, установленных Координационным советом.

Главный принцип развития НМО в России - НМО будет построено на основании партнерства государственных образовательных учреждений (ГОУ) и профессиональных обществ, а существующая система последипломного образования будет не только сохранена, но и развиваться. Образовательные организации и профессиональные общества будут совместно разрабатывать образовательные программы для медицинских работников с тем, чтобы темы дополняли друг друга и не дублировались, а требования к образовательным материалам и мероприятиям были едины. Общий объем образовательной активности врача за 5 лет планируется увеличить до 250 ч с учетом того, что в обучении будут учитываться такие новые виды образовательной активности, как посещение конференций и семинаров, проводимых обществами, самостоятельное изучение электронных образовательных модулей, активная деятельность, направленная на улучшение качества медицинской помощи и пр. Принцип непрерывности образования будет реализован путем равномерного распределения модулей (блоков) программы по годам. Напомним, что ранее и вплоть до настоящего времени в большинстве случаев врач проходил положенные часы об- учения за 1 раз на 5-й год, подгоняемый необходимостью продлевать сертификат специалиста. Важным принципом станет налаживание обратной связи с региональными органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья с целью приближения содержания образовательных программ к актуальным потребностям здравоохранения соответствующего региона. Акцент должен быть сделан на снижении наиболее частых причин смертности, заболеваемости, врачебных ошибок. Качество образовательных мероприятий и материалов будет обеспечено путем стандартизации требований к ним и контроля над их соблюдением, в том числе, путем проведения общественно-профессиональной аккредитации в соответствии с законом "Об образовании в РФ". Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на предстоящий год, выбирая из программы наиболее значимые для него темы. Учет образовательной активности будет происходить в часах, или кредитах (1 ч, как правило, равен 1 кредиту). Вся информация, накопленная работником за 5 лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана развития. Этот отчет благодаря внедрению информационных технологий будет существовать не только на бумаге, но и в сети Интернет, на специально созданном портале sovetnmo.ru.

Пилотный проект по отработке новой модели непрерывного образования будет продолжаться до конца 2014 г., однако уже сейчас очевидно, что эта модель хорошо принимается врачами - участниками проекта. Профессиональные общества и образовательные организации, принимающие участие в проекте, отрабатывают механизмы работы в новых условиях, внедряют инновационные технологии в образовательный процесс. Первые итоги проект планируется проанализировать на открытом заседании Координационного совета, который пройдет в рамках конференции "Инновационные образовательные технологии в медицине-2014" 25-26 сентября 2014 г.

По решению VI заседания Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2014 в 2015 г. планируется расширение пилотного проекта по отработке новой модели непрерывного образования, в том числе на специальность "акушерство и гинекология". Это позволит практикующим акушерам-гинекологам понять, что изменится в связи с обучением по новой модели, и уже в будущем году опробовать обучение с участием профессиональных обществ, а Российскому обществу акушеров-гинекологов (РОАГ) разработать электронные материалы для НМО и спланировать свою обучающую деятельность в связи с переходом на новую модель образования.

Национальная медицинская палата (НМП) во главе с Л.М. Рошалем занимается развитием НМО с момента своей организации в апреле 2010 г. Палата предложила ввести в России, частично взамен аудиторному, дистанционное персонифицированное контролируемое современное последипломное образование, которое должно быть бесплатным и необременительным для врачей, чтобы облегчить доступ к знаниям. В Палате был создан специальный комитет по развитию НМО, и за 3 последних года разработаны проекты документов, проведены международные конференции по развитию медицинского образования в РФ. Наряду с российскими специалистами по последипломному образованию активное участие в работе конференций приняли зарубежные коллеги: вице-президент Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) Златко Фрас, генеральный секретарь UEMS Эдвин Борман, президент Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (AMEE) Мадалена Патрисио, вице-президент Национального совета медицинских экзаменаторов (NBME) Агата Батлер. Опыт этих организаций во многом помог подготовить проект Концепции развития НМО. Следует отметить, что сегодня страны Евросоюза имеют единые требования к процессу повышения квалификации врачей. Так, наши коллеги за рубежом должны набрать не менее 250 ч (кредитов) образовательной активности за 5 лет, из них ежегодно - около 50 ч. Это посещение семинаров, конференций, самостоятельное обучение, обучение в симуляционных центрах, участие в мероприятиях по повышению качества медицинской помощи на рабочем месте и др. При этом все образовательные мероприятия и материалы должны удовлетворять установленному набору требований. К тому же в странах ЕС и США активную роль в повышении квалификации врачей играют профессиональные общества по специальностям. Контроль качества обучения по программам осуществляют государство и объединения профессиональных обществ, а образовательные мероприятия проводят на равных как образовательные учреждения, так и сами общества, а также другие аккредитованные организации.

Говоря о приоритетах развития НМО в России, Леонид Михайлович Рошаль подчеркивает, что им должны быть охвачены в первую очередь врачи первичного звена, прежде всего участковые педиатры, участковые терапевты и другие специалисты. По его мнению, должна быть мотивация и у самих врачей к обучению, чтобы "дополнительная нагрузка не была им в тягость. Для этого часть обучения надо организовать дистанционно и в удобное для врачей время. Необходимо также, чтобы обучение для всех врачей оставалось бесплатным".

Благодаря совместной активной работе НМП и Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию, возглавляемого ректором Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова П.В. Глыбочко, был разработан проект Концепции непрерывного профессионального медицинского и фармацевтического образования. В феврале 2013 г. документ был одобрен общим собранием Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России в Санкт-Петербурге.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»