Риск развития рака яичников у женщин, прошедших лечение по поводу бесплодия препаратами, стимулирующими функцию яичников: обзор

Резюме

Обоснование. Частота назначения вспомогательных репродуктивных технологий растет, однако данные о возможной связи между назначением препаратов, применяемых для лечения бесплодия, и раком яичников остаются противоречивыми.

Цель. Оценить риск развития рака яичников у женщин, получавших препараты для стимуляции овуляции по поводу снижения фертильности.

Методы поиска. Авторы провели поиск опубликованных и неопубликованных обсервационных исследований, проведенных с 1990 по февраль 2013 г., в следующих базах данных: Реестр исследований экспертной группы по обзору гинекологического рака Кокрановского сотрудничества (Cochrane Gynaecological Cancer Collaborative Review Groups Trial Register), Кокрановский центральный реестр контролируемых исследований (Cochrane Central Register of Controlled Trials (CENTRAL)) 2013, Вып. 1; библиографические базы данных MEDLINE (до 4-й нед февраля 2013 г.), EMBASE (до 9-й нед 2013 г.) и база данных тезисов конференций. Авторы также изучили ссылки найденных статей. Поиск не был ограничен языком публикации.

Критерии отбора. Авторы провели поиск рандомизированных контролируемых исследований (РКИ), нерандомизированных исследований и исследований группы случаев с включением более 30 участников, получавших препараты для стимуляции овуляции по поводу снижения фертильности и имевших гистологически подтвержденный пограничный или инвазивный рак яичников.

Сбор и анализ данных. По крайней мере, авторы 2 обзоров независимо друг от друга рассмотрели все данные и провели оценку критериев включения в исследование и оценку "риска систематической ошибки". Авторы сгруппировали публикации исследований в соответствии с назначенным для лечения бесплодия препаратом по двум исходам: пограничным опухолям яичников и инвазивному раку яичников. Они опубликовали данные в виде скорректированного отношения шансов (OR); отношения рисков (RR); относительных рисков, рассчитанных для кривых выживания (HR) или нескорректированного OR при отсутствии указаний на скорректированные показатели, либо в виде стандартизованного отношения заболеваемости (SIR) при их наличии. Авторы не провели метаанализ по причине ожидаемой методологической и клинической гетерогенности.

Основные результаты. Авторы включили в анализ 11 исследований "случай-контроль" и 14 когортных исследований, в которых, в общей сложности, приняли участие 182 972 женщины.

Анализ данных 7 когортных исследований не выявил доказательств повышенного риска инвазивного рака яичников у женщин со сниженной фертильностью, получавших какой-либо препарат, по сравнению с женщинами со сниженной фертильностью, которые лечения не получали. Анализ данных 7 исследований "случай-контроль" не выявил доказательств повышенного риска по сравнению с контрольной группой женщин того же возраста. В 2 когортных исследованиях сообщено о повышении частоты инвазивного рака яичников у женщин со сниженной фертильностью, получавших какой-либо препарат для лечения бесплодия, по сравнению с общей популяцией. В одном из них уровень SIR составил 5,0 (95% доверительный интервал (ДИ) 1,0-15). Эти данные были получены на основании 3 случаев рака. Кроме того, в этом исследовании было показано снижение риска при исключении из анализа случаев рака, диагностированных в течение одного года лечения (SIR 1,67; 95% ДИ 0,02-9,27). В другом когортном исследовании уровень OR составил 2,09 (95% ДИ 1,39-3,12) на основании 26 случаев.

В 2 исследованиях "случай-контроль" было показано, что риск развития пограничных опухолей яичников увеличивался в 2-3 раза у женщин, получавших какой-либо препарат для лечения бесплодия. В одном исследовании "случай- контроль" уровень OR составил 28 (95% ДИ 1,5- 516) на основании 4 случаев. В одном когортном исследовании наблюдалось повышение частоты пограничных опухолей более чем в 2 раза по сравнению с общей популяцией (SIR 2,6, 95% ДИ 1,4-4,6), в другом риск пограничных опухолей яичников HR составил 4,23 (95% ДИ 1,25-14,33) у женщин со сниженной фертильностью, прошедших процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), по сравнению с группой женщин, не прошедших ЭКО, при длительности наблюдении более 1 года.

Анализ не выявил доказательств повышенного риска развития рака у женщин, получавших монотерапию кломифеном или кломифеном + гонадотропином, по сравнению с женщинами, не получавшими лечения. Одно исследование "случай-контроль" показало повышенный риск развития рака у лиц, применявших человеческий менопаузальный гонадотропин (ЧМГ) (OR 9,4; 95% ДИ 1,7-52). Однако данная оценка основана лишь на 6 случаях с применением ЧМГ в анамнезе.

Выводы авторов. Авторы не нашли убедительных доказательств повышения риска развития инвазивных опухолей яичников при применении препаратов для лечения бесплодия. Возможно увеличение риска развития пограничных опухолей яичников у женщин со сниженной фертильностью, прошедших ЭКО. В исследованиях, показавших рост риска развития рака яичников, наблюдался высокий риск допущения систематических ошибок по причине ретроспективного дизайна исследования, неучтенных факторов, способных повлиять на ход исследований, малого числа случаев, данные которых были проанализированы. Необходимо проведение большего числа исследований с низким риском систематической ошибки.

Упрощенное краткое содержание

Повышен ли риск развития рака яичников у женщин, получавших лечение препаратами по поводу снижения фертильности? Препараты для стимуляции овуляции широко используются при лечении различных типов снижения фертильности начиная с начала 1960-х гг. В последние годы частота их применения возросла. Женщины со сниженной фертильностью часто получают эти препараты, которые могут назначаться в высоких дозах в течение длительного периода лечения снижения фертильности. Нет однозначного мнения о безопасности этих препаратов и потенциального риска развития рака, связанного с их применением.

В целом, на основании 25 исследований, включавших данные от 182 972 женщин, авторы не выявили доказательств того, что риск развития рака яичников был выше у женщин, получавших препараты для лечения бесплодия, по сравнению с женщинами со сниженной фертильностью, которые эти препараты не получали, или женщинами из общей популяции.

В 5 из 25 исследований показано повышение риска развития рака яичников, но эти исследования имели низкое методологическое качество и, следовательно, их результаты не являются достаточно надежными, чтобы сделать однозначный вывод о существовании риска развития рака при лечении по поводу снижения фертильности.

Необходимо проведение большего числа научных исследований высокого качества для получения ответа на вопрос, повышен ли риск развития рака яичников у женщин, получавших препараты для лечения бесплодия.

Это копия Кокрановского обзора, подготовленного Кокрановским сотрудничеством и опубликованного в журнале The Cochrane Library. - 2013. -

Вып. 8. http://www.thecochranelibrary.com.

Уважаемые читатели!

Полнотекстовый вариант данной статьи доступен только в бумажной версии журнала.

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»